Что же мешает Усть-Каменогорску стать цивилизованным, красивым, благоустроенным городом, в котором была бы по-европейски удобная жизнь? Оказывается, горожане.
Властям просто необходим город, в котором нет людей. В котором андроиды, программируемые проектировщиками, ходят именно так, как нужно проектировщикам «современных пространств».
Потому что все больше и больше создается впечатление, что власть воспринимает горожан как праздно гулящую толпу. Работать некогда, жить в этом городе некогда. Гулять, смотреть, восхищаться и праздновать – вот цель жизни современного устькаменогорца.
Такая классная была идея! Создать очередной Арбат, пешеходную зону в необлагороженном пока еще пространстве между парками «Жастар» и «Джамбула». ТОО «АрхиМАС» даже проект уже разработало. В этой зоне андроиды могли бы сидеть на лавочках, даже прилечь на них, кататься на велосипедах (андроиды обожают велосипеды!), беспрепятственно сумели бы передвигаться по парковым зонам, создавая при этом «привлекательность для развития бизнеса в сфере проката и развлечений». И вообще – вы же сами все время гундите, что хотели бы как в Европе!
То, что название европейское вообще-то для Европы на родном языке, а у нас – на иностранном – ничего страшного, у нас все равно трехязычие на пороге, английский все равно становится понемногу родным. Ну не нашлось ни в казахском, ни в русском адекватного названия такой замечательной зоны, или оно не очень цензурное. А в проекте – Park Artery – приятно перекатывается на языке анатомия архитектуры.
И все бы ничего, в январе даже было гордо заявлено, что к 1 августа эта замечательная площадка будет полностью готова для передвижения пешеходов и велосипедистов в специально выделенной зоне свободной от автотранспорта. Но тут оказалось, что в этой специальной зоне образовались какие-то люди, у которых есть свой совершенно обывательский взгляд на участок города, в котором они, видите ли, живут.
Проблема оказалась в том, что эти самые жители, мягко говоря, оказались ошеломлены планами выстроить перед их окнами удобную и приятную для города прогулочную зону. Они вообще узнали об этом из одного предложения в новостях, прошедшего мимолетно в конце января и повторенного в феврале. С ними не то, чтобы не советовались, их, похоже, вообще не брали во внимание при разработке проектов.
Вторая проблема – жителей здесь не так уж и много, они достаточно активны и позволили себе объединить интересы и написать аж целое протестное письмо с просьбой хотя бы разъяснить планы администрации «испортить» их жизненное пространство ради не очень понятных целей.
Наши люди: ни горожане, ни туристы (два-три в столетие), ни даже дети не ходят по этой улице ради того, чтобы прогуляться. У нас вообще-то на самом-то деле не Европа, у нас нет культуры именно прогулок по городу – чем у нас любоваться?
Это мы, горожане, отчаянно ищем хоть какие-то красивые уголки, в которых – ах, и хочется жить или хотя бы сфотографировать их для нашего провинциального инстаграма! Истомленному красотами туристу недосуг. Вы же знаете, зачем к нам вообще едут иностранные туристы? Они едут за естественным безобразием простой жизни, недоступным в прилизанной Европе. А вы им – смотрите, все точно, как у вас сделали! И они морщатся, стоило ли ехать за тысячи километров и тысячу евро, чтобы встретиться с тем, чего и дома на каждом шагу?
Ну так вот жители-то этих нескольких домов, которые предполагается окружить пешеходной зоной, прекрасно понимают, с чем им потом придется столкнуться. Даже если этого не понимают в архитектурной фирме.
– Сколько стоит? – спрашивали жители на встрече с разработчиками проекта вчерашним вечером. – Почему бы их не тратить на что-нибудь более полезное.
– Погодите, – отвечают им. – Вам набережную делают, дороги делают, фонтаны красивые делают. Ну и пешеходная зона будет. Город украшается на глазах, вот и до вас проекты дошли. Все в тренде – будет красиво, удобно и гулять. А сколько стоит – пока еще неизвестно. И вообще у нас дискуссия, мы как раз и обсуждаем, что нам сделать, чтобы вам тут было удобно, даже если вы сейчас немножечко против.
– А у нас машины есть, – говорят жители. – Мы, простите нас, хотели бы на них подъезжать к дому. Можно? А Головкова еще и автомобильная развязка. С односторонней Орджоникидзе никак иначе не вывернуть на Горького и дальше, кроме как через площадь или вот – через нас. Это же разгружает транспортные потоки!
– Конечно, можно! – отвечают проектировщики. – Улицу, по которой автомобили соотносятся между улицей Орджоникидзе и Горького, предполагается перенести – вот, например, чтобы между двором областного акимата и вашими домами, потому что тут, на существующей дороге, удобнее гулять от парка к парку, а ездить оказалось удобнее там. Нет там еще улицы? Ну так сделаем. А не гуляют, потому что пешеходной зоны нет. Появится – будут гулять. Красиво же!
Вообще-то вопросов было много.
Например – а зачем тут столики, если тут совершенно не зеленая зона, тут вообще-то солнце палит в середине дня. Тут еще и шашлыки планируются? И неужели кто-то настолько желает отдохнуть именно на этом месте, чтобы проигнорировать два парка в двухстах метрах друг от друга и усесться посередине между ними на лавочках под палящим солнцем?
Например – а вы представляете, что здесь будет ночью, когда наслаждающиеся красотой этого места представители власти спят где-нибудь в Куленовках? Это прямо идеальное место для того, чтобы часа в два ночи на удобных лавочках (на которых, напомним, можно даже лежать!) глушить пиво и радостно оповещать округу о своем отдыхе. Это и сейчас происходит иногда, а город в заботе своей старается сделать такой уют постоянным для маргинальных представителей горожанского рода.
Например – а почему на встрече на вопросы о благоустройстве отвечают лишь представители проектировочной фирмы, но не представители городского акимата или Департамента ЖКХ, или хоть кто-то от властей, от заказчика столь необходимых улучшений? И разговор от этого получился односторонний. Архитекторы еще что-то могут ответить по проекту, но вот по его целесообразности, предполагаемой стоимости, о бюджетах, из которых будут направляться деньги, – ответить не могут, не их компетенция.
На все возмущенные вопросы следовал ответ: город надо же обновлять, вы что, против обновления города? Ну вот как на это отвечать? Давайте обновлять город не прогулочными зонами, а дорогами, домами, дворами, проездами, городским транспортом не только на центральных улицах, но и там, где люди живут? Так ведь и там тоже что-то делают – проспекты расширяют, набережные перестраивают, рельсы вот готовятся переложить. Ну мало – так жителям всегда мало, им бы хотелось все и сразу.
Представители Департамента ЖКХ, которые на встрече все же присутствовали, но в качестве зрителей, пояснили мне: встретились с жителями, чтобы послушать их мнение и решить, как доработать проект или вообще принять решение о его целесообразности. Но эти вопросы еще будут рассматриваться, но работу продолжим.
Не договорились в итоге ни до чего. Архитектурной фирме надо сдать проект. Желательно так, чтобы их не распяли при этом. Жителям хочется спокойной и удобной жизни в своих домах – но их мало, жителей-то.
Настолько мало, что обсуждать вот этот самый проект на обещанные общественные слушания придет лишь ничтожная часть из них. Остальные зрители слушаний, не живущие в этих домах, будут, вероятно, не очень-то и против. Они смогут даже умиляться такой современной урбанистической придумке, как «наш Арбат», позабыв, о том, что такой «Арбат» уже пытались сделать на Кирова, но он никому не нужен был в качестве именно пешеходной зоны.
А городская власть получит возможность сказать: жители города «за» современную прогулочную зону на этом месте. А вы, живущие тут, оказались в меньшинстве, и интересы у вас какие-то мелкие, и аргументы недостаточные и нет у вас ни стиля, ни вкуса, ни заботы о будущем нашего замечательного красивого города.
И власти знают: любое начинание всегда воспринимается сначала негативно, а потом люди привыкают и начинают наслаждаться. Так что мнение-то горожан можно, конечно, послушать, но вот стоит ли его воспринимать всерьез? Они ведь сами не знают, чего хотят, эти самые горожане…