Редакция FACTUM продолжает разбираться (часть 1, часть 2, часть 3) в причинах конфликтов между водителями, пешеходами и велосипедистами. Возможно ли оборудовать места отдыха и транспортную инфраструктуру так, чтобы все были довольны? С чего нужно начать, и зачем людям, придумывающим, реализующим и принимающим такие проекты, знать о причинно-следственной связи.
На этот раз мы поговорили с теми устькаменогорцами, кто предпочитает автомобили общественному транспорту, гироскутерам и пешим прогулкам.
Их выбор легко можно понять. Если не считать постоянных пробок из-за перерытых на ремонт дорог, не совсем сознательных автоинспекторов и постоянно дорожающих горюче-смазочных материалов и запчастей, то автомобиль вполне комфортное средство передвижения, позволяющее сэкономить время и не зависеть от погодных условий. И если когда-то машины были признаком высокого социального статуса, то теперь это обычное средство передвижения. Некоторые новые велосипеды стоят дороже, чем подержанные авто. И ответственности у этих участников дорожного движения гораздо больше, чем у других лишь потому, что просто сев за руль они автоматически управляют средством передвижения повышенной опасности. По идее это призывает их быть всегда начеку, соблюдать ПДД и вообще быть примером для окружающих. Когда-то предисловие к учебнику по ПДД для автомобилистов содержало такое напутствие:
«Безопасность дорожного движения, ставлю превыше всего. Отношусь с уважением к другим водителям. Чувствую полную ответственность за своих пассажиров.
К пешеходам я всегда внимателен и доброжелателен. Учитываю, что дети и старики не всегда видят и понимают опасность. Полностью признаю право велосипедиста пользоваться проезжей частью. За рулем нахожусь только в трезвом состоянии. Если хоть один из этих принципов Вам не по душе, можете сразу отложить эту книгу и заняться чем-нибудь более полезным для Вас. Вождению автомобиля Вам лучше не обучаться. Получение прав будет несчастьем, как для Вас, так и для всех других людей».
Понятно, что не все соответствуют этим простым канонам. Но речь пойдёт о сознательных автомобилистах и том, чем им мешают пешеходы и велосипедисты.
«Сразу хочу сказать, что всё пешеходы и велосипедисты разные бывают. Я расскажу о тех, что провоцируют аварийные ситуации. За двадцать лет я всякого насмотрелся. Но нынче всё стало гораздо хуже. Пешеходы, как с ума сошли. Они реально думают, что бессмертные. Вечером в дождь, когда тебя слепят фары встречных авто и дорога скользкая, в тёмной одежде выбегают на пешеходные переходы. По сути, для водителей они из ниоткуда появляются. И хорошо, если их удаётся увидеть. Нужно же о себе думать в первую очередь. Что хорошего, если 3 тонны железа не успеют остановиться? То же самое в гололёд, да и вообще всегда. Очень редко кто ждёт, пока автомобили остановятся. У нас не город-миллионник, движение спокойное, зачем бегать, рискуя жизнью?», – говорит водитель с многолетним стажем Вадим Чернов.
У большинства водителей к пешеходам очень много нареканий. Вот основные:
- Выходят на пешеходный переход, не убедившись, что водитель их видит.
- Переходят оживлённые дороги в неположенных местах.
- Идя по обочине или вдоль дороги, не контролируют своих детей.
- В тёмное время суток не наносят на одежду светоотражающие элементы.
- Думают, что всегда правы.
Что касается любителей двухколёсных агрегатов, то и здесь есть немало претензий.
«Знаете, не все автомобилисты соблюдают ПДД, кто-то ездит откровенно небрежно и по-хамски, но велосипедисты уже оскомину набили. Начнём с того, что они постоянно пытаются проехать между автомобилями при езде по дороге, ездят на красный свет светофора, в наушниках, без светоотражателей, переезжают пешеходные переходы не спешиваясь, не учитывают мёртвую зону и габаритных авто. С их манерой езды вообще нужно в средневековые доспехи одеваться. Когда вижу велосипедиста на дороге, всегда жду от него каких-то выкрутасов», – возмущается водитель автобуса Дамир Барышев.
Итак, основные претензии от автомобилистов к велосипедистам:
- Езда по пешеходным переходам.
- Опасное маневрирование.
- Несоблюдение ПДД.
- Езда без светоотражающих элементов в тёмное время суток.
- Езда в наушниках.
Суровые автомобилисты предлагают внедрить практику ежегодного тестирования на знание правил ПДД пешеходов и ввести права на управление велосипедами.
Все конфликтующие стороны высказались. Теперь слово за полицейскими. Их мнение мы опубликуем в следующей части.