Эта история началась месяц назад.
Жительница Усть-Каменогорска на небольшой поселковой улице была сбита автомобилем. Машина, которая ее задела, продолжала ехать дальше, пока не вильнула в сторону, врезавшись в нагроможденные перед забором частного дома покрышки, почти повалив и сам забор.
Женщина стала снимать происходящее с ней, комментируя события, надеясь, что видеосъемка поможет ей при разбирательстве ДТП.
И каково же было ее удивление, когда в автомобиле, к которому она подошла, на месте водителя находился мужчина в форме старшего лейтенанта полиции. Спящий. С признаками алкогольного опьянения, а в подстаканнике в салоне стояла открытая банка пива…
Автомобиль был частный, мужчина не подавал никаких признаков разумной жизни вплоть до момента, когда на место происшествия приехал полицейский наряд и автомобиль Скорой помощи. Лишь тогда он проснулся и как-то пытался объяснить происходящее. Но что он мог пояснить о самом ДТП, если в тот момент он, скорее всего, спал?
В распоряжении редакции есть несколько видеозаписей, на которых и смутные объяснения водителя, и действия патрульных полицейских, в том числе и некоторая их растерянность – не часто возникают подобные ситуации, в которых участвуют спящие люди в полицейской форме.
Медики диагностировали у пострадавшей сильный ушиб правой голени и ссадины на ноге. В этот раз обошлось легкими повреждениями, да и скорость автомобиля, по свидетельству самой жертвы была небольшой.
Все необходимые документы полицейскими были оформлены, предполагаемый виновник наезда на женщину был отправлен на медицинское освидетельствование – оснований предполагать его пьяным было предостаточно, да он и сам вроде бы не отрицал своего состояния. Пострадавшая была заверена, что это дело обязательно будет рассмотрено в суде, и она сможет восстановить свой ущерб – и физический, и моральный – а виновник наезда будет наказан по всей строгости закона. При этом полицейские, заметившие видеосъемку, которую проводили свидетели событий, предупредили о запрете распространять эти видеозаписи.
Казалось, все идет обычным в таких случаях порядком. Но дни складывались в недели, суда нет, потерпевшая томилась в ожиданиях и начала предполагать, что дело пытаются либо замять, либо спустить на тормозах. Никто ей ни о чем не рассказывал, несмотря на обращения за информацией, ничего не обещал и на судебные слушания не звали. И выяснить, что же происходит она не могла в течение двух недель после события, когда такая информация ей нужны была хотя бы для собственного спокойствия.
Редакцию именно это и заинтересовало в данном случае – отсутствие доступа к информации у жертвы ДТП. Неужели для полиции проще смириться с тем, что на фоне отсутствия информации о событии начинают возникать неприятные для чести той же полиции слухи? По журналистскому опыту, полиция довольно часто выдает подробности о событиях, имеющих общественное значение, даже в процессе расследования событий, если дело касается обычных граждан. Но вот о таком ДТП не сообщалось. И был ли человек в форме действительно полицейским, неизвестно.
Спустя ровно месяц после ДТП состоится слушание по делу об административном нарушении, потерпевшая извещена о нем. Однако редакцию в данном случае интересует именно отношение полиции к этому случаю и ее реакция на то, что человек в форме полицейского способен на такие поступки.
Редакция две недели назад отправила запрос в Департамент внутренних дел области с просьбой подтвердить, действительно ли произошел такой досадный для имиджа полиции случай. Спрашивали мы и о том, что не имело непосредственного отношения к факту ДТП, но имело огромное значение для понимания прав жертв, когда подобные происшествия случаются. В частности, нас интересовало:
- Первым делом, конечно же, официальное подтверждение случая и его обстоятельств, завершено ли расследование, наказан ли виновный, был ли он полицейским и каким образом сотрудник полиции отвечает за свои действия во внеслужебное время?
- Имеют ли право патрульные полицейские запрещать видеозапись событий или ее использование и распространение?
- Какие действия должны предпринимать потерпевшие? Каким образом они могут получить информацию о расследования событий, повлиявших на их здоровье?
- Могут ли и в каком порядке потерпевшие обжаловать или оспаривать протоколы ДТП, если выводы полицейских показались им некорректными или позволяющими скрыть действительные обстоятельства событий? И вообще – может ли потерпевший увидеть сам протокол в качестве информирования о событиях, а не в судебных процессах? Какие документы могут получить потерпевшие от правоохранительных органов по ДТП, в котором эти самые потерпевшие пострадали?
Увы, ответом на все наши вопросы были лишь следующее:
«Сообщаем, что в ДВД ВКО проводится служебное расследование по указанному факту, окончательное решение по которому еще не принято. Ваш запрос перенаправлен в УСБ ДВД ВКО».
Управление собственной безопасности ДВД ВКО нам вообще не ответило. Сроки, определенные законодательством для такого ответа, уже прошли.
Мы готовы были получить отказ о подробностях происшествия, так как до завершения расследования действительно трудно ожидать деталей. Но подтверждение происшествия нам было нужно получить. Получили лишь косвенное – раз производится расследование, значит, такой случай действительно произошел.
Но еще нас интересовали ответы на остальные вопросы – о правах потерпевших, о том, как им действовать в ситуации, когда они пострадали в авариях. Откуда им получать информацию, как им узнать, что виновники вреда их здоровью действительно будут наказаны по всей строгости. Ответов на эти вопросы не последовало.
Завтра на суде по делу о ДТП мы надеемся узнать о деталях события, но здесь-то особых вопросов и не возникает. Важнее узнать, чем закончится расследование Управления собственной безопасности ДВД.
Напомним ситуацию, которая произошла в июле. Девушку сбил водитель без прав – и в течение довольно долгого времени ни она, ни ее мать не знали, что делать, куда обращаться, чтобы хоть что-то узнать о наказании и ходе следствия по их делу. И там тоже были вопросы о действиях полиции, так как из объяснений следователя родные не поняли ничего, кроме того, что их интересы не учитываются. Помогло лишь обращение в прокуратуру.
Так что это не единичный случай, когда потерпевшие не имеют информации о деле, которое их жизненно касается. Редакция продолжит выяснять, какими мы обладаем возможностями и правами, если вдруг оказались в неприятностях в качестве жертв.