21:55 | 24 ноября 2024 | Воскресенье

Урбанизация против вековых устоев

Городской образ жизни разрывает родственные связи, считает политолог. Досым Сатпаев на Kazakhstan Urban Forum 2018 упомянул, что сегодня под воздействием урбанизации в стране формируется новая городская казахская культура. Портал 365info решил узнать у социолога Тимура Айсаутова о ее особенностях, а также рисках, которые в связи с этим возникают.

Какой он, современный казах?

По его словам, современный тип городского казаха сформировался под влиянием высокого информационного прессинга. И не только со стороны Казахстана, но и всего мира.

«Человек, приехавший в город из сельской местности с неразвитой и не имеющей необходимой инфраструктуры, испытывает социальный шок. Наблюдая в соцсетях за красивой жизнью представителей шоу-бизнеса, бизнесменов и успешных людей, он тоже начинает стремиться к этому. Но понимая, что добиться этого трудно, начинает искать легкие пути. Неслучайно большинство преступников — выходцы из сельской местности. Впрочем, так было всегда. Но сейчас этот социальный и культурный диссонанс между селом и городом усиливается», — замечает социолог.

Урбанизация по-казахстански

Процесс урбанизации переживают многие страны. Но, как отмечает Айсаутов, в каждой он имеет свои особенности в силу культуры, ментальности и влияния исторического прошлого.

«В казахской культуре очень сильны родоплеменные связи. Взять традиционный казахский той или свадьбу. В сравнении даже с узбекскими или таджикскими подобные торжества более масштабны. Бывает, собираются по 400-500, а иной раз и по 1000 человек. Мы продолжаем чтить своих предков до седьмого колена. Однако в городе поддерживать привычный формат намного сложнее», – считает Айсаутов.

Городские казахи — другие

Это удается очень состоятельным людям, которые могут себе позволить принимать многочисленных гостей и родственников. А люди с небольшим финансовым достатком, пытаясь сохранить обычаи и традиции, порой влезают в кредиты

“Поддерживать связи нелегко, поэтому сейчас происходит некий «надлом». Формируется новый тип казахов, которые отходят от старых привычек. И это касается не только отказов от тоев, проявляется это даже в привычке питаться. Если сельчане в основном ежедневно готовят и едят дома, сидя всей семьей за большим дастарханом, то городские домой приходят только вечером, фактически только спать”, — делится наблюдениями социолог.

Где зарыт протестный потенциал?

Учитывая, что процесс урбанизации необратим, нужно, чтобы он проходил безболезненно, не приводя к криминализации и радикализации населения. Для этого, по словам Тимура Айсаутова,

  • должны разрабатываться социальные программы,
  • должны работать социальные лифты,
  • должны быть эффективны правоохранительные органы,
  • должна быть справедливой судебная система.

«Человек, переехавший жить в город из села, должен быть уверен, что при условии стремления к получению хорошего образования и честного труда он продвинется по социальной лестнице. Но сегодня нет гарантии, что с хорошим образованием обязательно будет работа по специальности. Не гарантирует высокого заработка и честный труд. Все это усиливает расслоение общества и увеличивает взаимные претензии. А в условиях урбанизации и цифровизации все это только ускоряется», — заключает социолог.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ