Корреспонденты FACTUM провели несколько часов с бригадой скорой помощи чтобы понять, что мешает медикам нормально работать и почему уважение к ним просыпается только тогда, когда человеку плохо
Работу на скорой помощи трудно недооценить. Врач, фельдшер и водитель кареты несут огромную ответственность. Им нужно как можно быстрее добраться до пациента, поставить максимально верный предварительный диагноз, опираясь только на свой опыт и показания больного или его родственников и в случае необходимости так же быстро доставить человека до больницы. Смены у «скорой» суточные. К окончанию своего 24-часового рабочего дня медики буквально валятся с ног от усталости. Но дремать некогда – в трёхсотсорокатысячном городе кто-то постоянно болеет. Мы поговорили с каждым из трех сотрудников бригады во время их рутинной работы.
Врач – Ансаган Канасова:
-Я работаю в скорой уже четыре года. Окончила Семипалатинскую медицинскую академию. Сперва трудилась терапевтом, потом ушла в декретный отпуск и после него устроилась сюда. У меня папа медик. Он как узнал, что я хочу стать врачом, начал меня отговаривать. Но это моя мечта – спасать людей. Поэтому я здесь.
F: Тяжело на скорой работать?
– Тяжеловато, если честно. Экстренная помощь предполагает, что за несколько минут без анализов ты должен оказать первую помощь, поставить диагноз. В среднем среди рутинных вызовов у нас в день два срочных.
F: Регламент жесткий?
– Распорядок дня у нас примерно такой: на полчаса раньше приходим на станцию, чтобы успеть переодеться и ко всему приготовиться. Затем отмечаемся, что готовы к вызовам. У нашей бригады рабочий день начинается с 9 утра. Это значит, что в 9.00 уже выезжаем на вызов. Поднимаемся с диспетчерской, берем карточку. В течение четырех минут мы должны уже собраться и уехать. На срочный вызов едем со спец сигналами, с маячками. Бывает, когда давление нестабильное, состояние критическое – инфаркт, например, инсульт или ДТП. По рации выходим на обратном пути, говорим куда везем пациента и кому нас встречать, невропатологу, кардиологу или реанимации. И они уже наготове. Мы только первую помощь оказываем в таких сложных случаях и сразу к ним.
F: В какой сезон вызовов больше?
– Обычно осенью, ближе к зиме. Потому что уже ОРВИ, хронические заболевания обостряются.
F: Ложные вызовы часто бывают?
– Да, случается. Хронические больные часто вызывают без причины, пожилые тоже случается. Расстроился человек, подумал, что ему стало хуже и сразу вызвал.
F: Каково общее отношение людей к врачам скорой помощи?
– Люди разные бывают. Некоторые, конечно, относятся негативно. Но, есть и те, кто благодарит, что приехали быстро, что помощь оказали.
F: Основные проблемы, мешающие вам быстро добраться до пациента?
– Не всегда нам дорогу уступают. Причем не только автомобилисты, но зачастую пешеходы не пропускают, когда мы со спец сигналами едем. Случается, таблички на домах отсутствуют и указатели, найти очень трудно. Особенно в частном секторе. А иногда сами пациенты неправильно называют.
F: Негатива много на вызовах?
– С кулаками, бывает набрасываются или с ножом нападают. Обычно стараемся успокоить больного, потихонечку, агрессию не показываем, немножко хитрим, спокойно разговариваем. После такого, знаете, хочется уйти. Потом успокаиваешься, приходишь в себя, думаешь и опять приходишь на работу.
F: А позитивные моменты случаются?
– Конечно. Бывают старые бабушки, которые доброжелательные такие, благодарят прям. Причем не только за то, что помощь оказали, но и за то, что поговорили с ними просто. Если случается роды принять, тоже всегда благодарят. Много таких случаев, когда люди нам благодарны.
F: А ругают часто?
– Часто. Бывает, вызовов очень много и от этого задержки. Есть экстренные вызовы, а бывает не экстренная категория. Бывает третья, четвертая категория. Мы на этот вызов в течение часа, например, можем приехать. А люди не понимают, ругаются. Спрашивают, где вы были, у меня ребенок задыхается. А ребенку тридцать лет и температура 37,2.
Фельдшер: Тилеген Толепбергенов
– Я на скорой ровно год работаю. Закончил медицинский колледж в Усть-Каменогорске. Фельдшером быть и помогать людям мне нравится. Физически не тяжело здесь, вот морально потяжелее будет.
F: Бывают у вас постоянные пациенты? К которым вы часто на вызовы приезжаете и уже знаете, что болит и как лечить?
– Да, есть такие конечно. В основном пожилые. Они в основном доброжелательные, даже слегка неудобно им, что побеспокоили нас, оторвали от других пациентов. Дарят нам яблоки, пытаются познакомить со своими внуками. В основном им внимание нужно, не всегда медикаменты. Живут одни, оттого все болячки проявляются.
F: С какими симптомами и болезнями чаще всего вызывают «скорую помощь»?
– Давление особенно часто. Хронические заболевания. Особенно гипертоников и астматиков у нас много.
Водитель – Талант Жолдыбаев.
– Работаю тут уже три года. С одной стороны, водителем просто быть. Главная же в бригаде врач. Куда скажет, туда и едем. С другой стороны, на мне ответственность за своевременную доставку и бригады, и пациентов. Смена у меня 24 часа длится. За это время бывает около двадцати вызовов. Но я привык, мне не тяжело.
F: Часто на дорогах вам не уступают, когда больных везете или на срочный вызов едете?
– Знаете, последнее время намного легче в этом плане стало. Сознательность у людей появилась. Но там, где стоят камеры, и водителю, чтобы пропустить меня, нужно нарушить, они обычно стоят до последнего. Кому охота штраф получить? Камере же не объяснишь, что скорая едет. Конечно бывает и на дороге не пропускают. Но это уже от нашего менталитета зависит. Пока ему самому в больницу не надо, ему остальные люди не интересны. Что с ними, успеют их довезти или нет – без разницы. Чаще всего нас игнорируют пешеходы. Когда нам нужно проехать через «зебру» или на их зеленый. Они видят, что мы летим с сиренами и мигалками, но все равно идут. Им тоже часто без разницы. Многие не слышат – в наушниках, а кому-то просто безразлично, у него же приоритет.
F: Во дворах есть проблемы с парковкой или подъездом?
– Да, много тупиковых дворов, где ни проехать, ни выехать. Люди там машины побросают, а нам как быть? Как проезжать к экстренному больному? А если его нужно выносить и грузить в машину? Что делать? Пока вызовешь полицию, пока они приедут. А счет на секунды идет. А в некоторых дворах вообще бетонные блоки стоят или трос натянут. Но самое удивительное, это когда стоишь у подъезда, ждешь вестей от врача, а позади подъезжают и начинают сигналить, чтобы уехал. То есть им неважно, что человеку плохо, им надо машину поставить.
F: А если вы нарушите ПДД, везя в больницу экстренного пациента? Вам поблажка будет?
– Никаких поблажек. Никаких льгот у нас нет. Нужно соблюдать.
F: Много в Усть-Каменогорске районов до которых трудно добраться?
– Да почти все, если говорить о зиме. То снег не почистят во дворах, то дорога не почищена. Но в основном конечно это дачи да частный сектор.
F: Запоминающихся случаев много с пациентами?
– Полно. То роды дома принимают, то в машине. То приезжаем на вызов, а там человеку руку циркулярной пилой отрезало, и она тут же валяется.
F: Зарплата у вас хорошая? Платят вовремя?
– Вовремя. Но мало. Оклад у меня 36 тысяч. Есть ночные надбавки, но они небольшие. А если во время вызова повредишь резину – за свой счет восстанавливаешь.