Само по себе валяние войлока исторически дело больше мужское, чем женское. Ведь для того чтобы сделать небольшую заготовку, нужно приложить много усилий, женские руки не всегда выдерживают. За несколько часов работы можно изготовить максимум шейный платок.
«Есть несколько легенд возникновения валяния войлока, как такового и одна из них гласит, что первый войлок образовался в Ноевом ковчеге, где из-за обилия шерсти на полу, определенной температуры и влажности, к тому времени, как он закончил плавание, его обитатели – люди, заметили этот материал и сделали из него одежду», – рассказывает дизайнер одежды Мария Маркова.
Кстати, валяние войлока, это не первая проба пера Марии в бизнесе. Несмотря на то, что в ее дипломе Омского технологического института стоит специальность «Инженер-конструктор одежды», начиналось всё с оптово-розничной торговли мебелью из Южной Кореи. Свой первый контракт она заключила в 1997 году и без малого 10 лет занималась только этим. Затем родился ребенок и в жизни появилась тяга к творчеству. Волею случая выбор пал на войлок. Затем был процесс обучения.
«В 2010 году я попала на курсы по войлоку и так как у меня есть предпринимательская жилка и хочется иметь коммерческий эффект от того, что ты делаешь, я стала думать, как создавать то, что тебе нравится и получать за это деньги. Я через некоторое время открыла войлочный цех, были сотрудницы. Мы производили пинетки, тапочки и валеночки, это был потоковый уровень. Но создавать что-то новое и одновременно контролировать процесс производства невозможно, поэтому все сошло на нет. Вообще женскому бизнесу в Казахстане очень нужна мужская поддержка. Все понимают, какую поддержку получают мужчины-бизнесмены от женщин, но никто не знает, насколько бизнесвумен нужно действительно крепкое плечо», – говорит она.
Сейчас Мария имеет возможность творить, благодаря тому, что занимает должность в пресс-службе Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии (вообще она воцерковленный человек), и соответственно получает зарплату, и увлекается профессиональной фотографией, то есть проводит съёмки за деньги. Плюс доход от валяния войлока. Всё это позволяет вполне себе сносно жить, но не в широком понимании этого слова. По словам мастерицы, ее вера и служба в церкви нисколько не мешает творческому процессу, а иногда даже подталкивает к неожиданным решениям, выраженным в войлоке.
«Вообще войлок, это тренд в том плане, что материал не требует убийства животных, карма чистая у него, это этичный продукт. Свойства у него отличные и можно создавать нечто уникальное, очень многообразное и для каждого человека можно создавать в разных темах. Спортивная, этническая, национальная, даже гламурная. Можно очень качественные и разные коллекции делать», – замечает Мария.
К тому же на своем поприще ей удалось добиться неплохих достижений. Например, у Марии заказывали ковер для Нурсултана Назарбаева. Вполне официально, через протокол. Но главное, это то, что ее имя стало известно, а наряды популярны в некоторых городах Европы, Москве и Санкт-Петербурге. Причём покупают их там гораздо больше, чем в родном Усть-Каменогорске.
«Мои работы представляются на международных конкурсах и фестивалях. Сейчас весь бизнес строится по Интернет и сарафанному радио. Часто звонят из Москвы и говорят: у меня есть уже шуба из котика, много дублёнок, хочется чего-то аутентичного», – изумляется дизайнер.
На задумку и изготовление, к примеру, эксклюзивного пальто, которое отчасти можно назвать арт-объектом, у Марии уходит от недели до месяца, зависит от множества факторов. На сапоги, перчатки, панно, платки и сумки примерно столько же.
Летом в одежде из войлока не жарко, а зимой не холодно, специалисты утверждают, что это греет тепло рук мастера, создавшего тот или иной шедевр. Самое интересное, что результат практически всегда в точности не предсказуем. Поэтому Мария работает по интуиции.