Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев дал разъяснения по поводу вызвавшей ажиотаж информации об обновленном перечне госорганов, которым дается право на блокировку сетей и средств связи в Казахстане в случае чрезвычайных ситуаций. Factum приводит полный текст обращения министра, размещенные на его странице в Facebook.
«У прессы возникли вопросы по поводу Постановления Правительства, которым определены госорганы, имеющие право на приоритетное использование, а также приостановление деятельности сетей и средств связи при возникновении ЧС социального, природного и техногенного характера.
К их числу относятся КНБ РК, МВД РК, Генеральная прокуратура и Министерство обороны.
Как я и обещал сегодня журналистам, публикую разъяснение на своей официальной странице.
Вопрос 1-ый: по какому принципу были выбраны именно данные государственные органы?
Ответ: на самом деле этим Постановлением сокращен список госорганов, обладающих упомянутым правом. Согласно старому Постановлению (от 2004 года) аналогичный перечень состоял из 22-х субъектов(!), среди которых были структурные подразделения министерств культуры и спорта, сельского хозяйства, образования и науки и т.д.
Что касается нового списка, то все они имеют непосредственное отношение к ликвидации ЧС.
Вопрос 2-й: что в целом означает «право на приоритетное использование, а также приостановление деятельности сетей и средств связи» и относится ли к нему право на блокировку Интернета?
Ответ: В случае возникновения чрезвычайной ситуации государству могут потребоваться все имеющиеся каналы связи для оповещения граждан, например телевидение или радио. Так вот Постановление разрешает государству отключить любой теле- или радиоканал, вещающий на территории Казахстана, для того чтобы известить людей о катаклизме и провести соответствующий инструктаж.
Этот алгоритм и означает понятие «приоритетного использования» властями сетей и средств связи.
Конечно, Интернет подпадает под категорию «сеть и средства связи», однако в данном случае полное отключение сети Интернет для его приоритетного использования государством является бессмысленным.
Таким образом, во-первых, данное Постановление, по сути, не дает никаких новых полномочий государству. Все они действуют с 2004 года. Во-вторых, документ регламентирует полномочия госорганов по коммуникационной работе в условиях ЧС, что является общепринятой мировой практикой. И, в-третьих, данное Постановление не про «блокировки Интернета и социальных сетей». Любые разговоры на эту тему – спекуляция».