Такой неожиданный совет дал вице-спикер мажилиса чиновникам Минсельхоза, сообщает Forbes.kz.
Новый пакет законодательных поправок по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности разработало правительство. Презентуя в мажилисе законопроект, вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов подчеркнул, что это уже седьмой пакет поправок, направленных на улучшение бизнес-климата в стране.
Как улучшить Doing Business
В поправках правительство решило учесть недостатки, выявляемые при оценке по рейтингу Doing Business. Усовершенствовать законодательство предлагается по 6 индикаторам — это «Подключение к системе электроснабжения», «Открытие предприятий», «Защита миноритарных инвесторов», «Получение разрешения на строительство», «Получение кредитов», «Налогообложение». К слову, по трем индикаторам позиции Казахстана в рейтинге этого года ухудшились – «Подключение к системе энергоснабжения» (-6), «Регистрация собственности» (-1), «Налогообложение» (-6). По остальным позиции страны поднялись, а по индикатору «Защита миноритарных инвесторов» Казахстан два года занимает первое место.
Как пояснил Жумагулов, международными консультантами рекомендуется реформа по законодательному закреплению вопроса по доставке электроэнергии на принципах публичной оферты.
«Энергосберегающие организации будут размещать на своих сайтах и в СМИ условия публичного договора. Акцептом публичного договора на электроснабжение для субъектов предпринимательства будут признаваться подача ему напряжения или выбор электроснабжающей организации при приемке строительно-монтажных работ», – объяснил он.
Для улучшения позиций страны по индикатору «Открытие предприятий» предлагается предоставить субъектам бизнеса возможность пользоваться банковскими счетами дистанционно с момента его открытия. «Это позволит исключить необходимость посещения банков после онлайн открытия счета», – отметил вице-министр.
Улучшить условия получения разрешений на строительство предложено таким способом:
«В целях исключения коллизии предложено понятие «принятие решений о строительстве» заменить на понятие «принятие решений застройки территории». В настоящее время акиматы трактуют данную норму как необходимость выдачи разрешения на строительство при наличии уже имеющегося права на землю, то есть выдают дополнительный разрешительный документ. В целях сокращения административных барьеров при проведении корректировки проектов, а также экономии бюджетных средств и сроков реализации проектов строительства предлагается осуществлять корректировку проектно-сметной документации без корректировки технико-экономического обоснования», – сказал Жумагулов.
В сфере налогообложения предложено освободить от НДС оборотов при реализации продукции между участниками специальной экономической зоны «Астана – новый город». Также предоставляется право выбора на применение нулевой ставки НДС при реализации товаров на территории специальных экономических зон. Одновременно снижается ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Также предусматривается перенос сроков повсеместного применения онлайн контрольно-кассовой машины с 2024 года на 2020.
Декларации заменят почтовыми бумагами
Блок поправок направлен на развитие электронной коммерции. Айбатыр Жумагулов напомнил, что в новом налоговом кодексе для предпринимателей, занимающихся онлайн-торговлей, уже снижены налоговые ставки на 100% (КПН и ИПН). В результате количество зарегистрированных субъектов электронной торговли – более 300, а объемы такой торговли выросли, в сравнении с прошлым годом, в два раза.
«В рамках законопроекта для развития электронной торговли предлагается упростить таможенное декларирование – используя почтовые документы в качестве декларации. Вводится понятие электронной коммерции, которая включает не только реализацию товаров, но и работ и услуг. Предусматривается четкое разграничение субъектов электронной торговли и их функционала. Также на законодательном уровне дается определение «Фулфилмент центру», предоставляющий полный спектр логистических услуг в электронной торговле», – объяснил вице-министр.
Депутат Валихан Кайназаров заметил, что вводя льготы для субъектов электронной торговли, правительство ущемляет права оффлайн-торговцев. Они арендуют помещения и платят налоги, а онлайн-торговля от налогов освобождается.
Вице-министр с ним не согласился:
«Мы не считаем, что принимая данные нормы, мы ущемляем те или иные позиции тех, кто арендует и торгует на физических площадях. Мы, в большей степени, таким образом хотели усилить позиции электронной торговли в Казахстане. То есть вытеснять международных торговцев, потому что мы должны идти в эту нишу сами».
АПК решено поддержать через запрет на бонусы
Говоря о мерах по поддержке отечественного агропромышленного комплекса, вице-министр подчеркнул, что «в целях улучшения доступа отечественных производителей к торговым сетям законопроектом предусмотрен запрет на установление ретро-бонусов на реализацию социально-значимых товаров».
Также решено расширить полномочия СПК, дав им право самостоятельно определять в какое время и в каком количестве закупать необходимые товары, и когда их лучше продавать. Также законодательно вводится понятие и функционал оптово-распределительных центров для продовольственных товаров.
«В целях уменьшения административного влияния на бизнес законопроектом предусмотрено снижение санкций за превышение размера предельно допустимых розничных цен на социально-значимые товары с 200 до 100 МРП», – уточнил вице-министр.
У депутатов большой интерес вызвали именно оптово-распределительные центры. Мажилисмен Кайназаров спросил, зачем вообще вмешиваться: «Сейчас рынок, в принципе, уже определился. Есть оптовые фирмы, которые закупают у производителей товар, далее идет распределение между розницей. То есть, эта схема уже налажена. Если она налажена, зачем нам входить в эту систему?».
И.о. директора департамента развития рынков министерства сельского хозяйства Ильяс Досхожаев пояснил, что вхождение необходимо для увеличения доли прибыли сельхозпроизводителей.
«Бывает, что с поля килограмм картофеля уходит по 20 тенге, до рынка Астаны он доходит уже по 120 тенге. При этом, затраты СХТП намного превышают затраты посредников, которые находятся между конечным покупателем и СХТП. Строительство ОРЦ позволит распределить данную прибыль по более справедливым ценам. Кроме того, сократит потери при транспортировке и реализации товаров, ОРЦ позволит торговым сетям, которые на сегодняшний день не особо пользуются услугами наших отечественных сельхозпроизводителей, а работают на импорте, ОРЦ позволит открыть доступ для торговых сетей. Таким образом, этот крупный инфрастуктурный комплекс позволит решить множество проблем с потерями, несправедливыми ценами, с сохранением цепочки холодной цепи и, в целом, благосклонно повлияет, как на отрасль торговли, так и на отрасль сельского хозяйства», – объяснил Досхожаев.
«А кто будет собственником?» – в унисон спросили сразу несколько депутатов.
«В июле 2018 Минсельхозом была разработана концепция по строительству ОРЦ, в которой предусмотрена господдержка на оптово-распределительные центры в части выделения земельных участков, подведения инфраструктуры. Но в целом мы подразумеваем, что ОРЦ будет больше частным. Однако, мы не исключаем участия государства, то есть мы предполагаем, что ОРЦ может строиться и на принципах ГЧП, – объяснил представитель минсельхоза. – Все равно, как известно, частный предприниматель является более эффективным управленцем бизнес-проектом, а ОРЦ как раз является бизнес-проектом. При этом, да, я абсолютно с вами согласен, что данные проекты очень затратные. Но государство в рамках ДКБ-2020, в рамках натурных грантов итак берёт на себя достаточно обязательств – мы выдаем и поддерживаем бизнесмена, и он не тратит на подведение инфраструктуры миллиарды тенге и так далее. Поэтому частный инвестор гораздо эффективнее будет оперировать ОРЦ».
«Я бы посоветовал Ильясу Алмасхановичу не слишком афишировать, что госслужащие тупее, чем бизнес. Вы регулярно это вытаскиваете, что оказывается, бизнес у нас может делать все, а вы ничего не можете. Тогда зачем вы там сидите? Прекратите дискредитировать сотрудников министерств и сотрудников госаппарата такими вещами. Это тебе как молодому будущему министру. Нельзя так говорить. Если вы не можете организовать – уходите. Почему-то в отдельных государствах сельское хозяйство выше европейского уровня, а там все сидят госслужащие. Работать просто надо, а вы начинаете спихивать – мы такие серые и убогие, пусть бизнес за нас решает», – возмутился вице-спикер мажилиса Владимир Божко.