Ужесточение наказания за заведомо ложное сообщение об акте терроризма слабо повлияло на любителей пошутить, сообщает Sputnik.kz.
Число сообщений о заложенных взрывных устройствах в торговых домах, развлекательных центрах, школах, на вокзалах и других объектах государственных органов стремительно растет, даже несмотря на то, что позволившим себе злую шутку реального срока заключения избежать практически невозможно.
За телефонный терроризм штрафом не отделаться
По данным, опубликованным на сайте Управления по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры Казахстана, в этом году число звонков с сообщениями о якобы заложенных взрывных устройствах на различных объектах, находящихся как в частной, так и в государственной собственности, резко увеличилось. Если в 2017 году по республике их было зарегистрировано 68, то за 6 месяцев 2018 гота таких звонков в правоохранительные органы поступило уже 102. При этом наиболее часто по таким вызовам отрабатывают тревогу оперативно-спасательные подразделения Алматы: всего за полгода звонков о заложенных взрывных устройствах здесь было зарегистрировано 63.
Статистика предыдущих лет значительно ниже, но даже тех цифр оказалось достаточно, чтобы в 2015 году ответственность за телефонный терроризм в стране ужесточили. Если в 2014 году Уголовный кодекс рассматривал такие преступления по статье 242, которая, помимо тюремного срока предполагала штрафы, чем, чаще всего и отделывались телефонные хулиганы, то уже на следующий год номер статьи был изменен на 273-ю, и из нее полностью исчезло упоминание о возможности материального наказания, либо ограничения свободы. Теперь осталось только тюремное заключение сроком до шести лет.
Почему телефонную шалость отнесли к особо тяжким видам преступлений?
Необходимость ужесточения ответственности за лжетерроризм была обусловлена целым рядом факторов.
Во-первых, мысль о том, что в случае поимки можно официально оплатить государству штраф за собственную глупость и избежать заключения развязывала руки шутникам, и в какой-то момент оперативные службы начали буквально “задыхаться” от ложных вызовов. Во-вторых, стало понятно, что рано или поздно это может привести к гибели людей. К примеру, при сообщении о заминировании медучреждений, откуда пришлось бы эвакуировать тяжело больных. В-третьих, эти сообщения нередко вызывают панику у населения, оказавшегося в зоне потенциальной опасности, и не дают возможности работать в обычном режиме попавшим под “прицел” хулиганов учреждениям, предприятиям и организациям.
При этом, если подсчитать убытки, которые несет государство, проверяя каждый такой вызов, а это около 500 тысяч тенге, и умножить их на число ложных сообщений, получится вполне круглая сумма. Только в Алматы за последние полгода она превысила 30 миллионов тенге.
Причины разные, но результат – один
Говорить о причинах, по которым человек идет на телефонный терроризм, можно бесконечно. Это может быть глупая детская шутка, личная месть за обиду, нежелание идти на учебу, работу, опоздание на поезд или самолет и множество других. Однако нередко полицейские встречались и с теми, кто таким способом пытался самоутвердиться. При этом люди из этой категории чаще всего уверены в том, что поймать их будет невозможно.
С того момента, как ложные сообщения об актах терроризма только-только стали появляться в нашей действительности, такая проблема действительно существовала. Однако на сегодняшний день, благодаря развитию высоких технологий и их использованию правоохранителями, ее удалось решить кардинально. По словам полицейских, имели место даже такие случаи, когда хулигана задерживали прежде, чем он успевал положить трубку.
“Разные сообщения были. Сообщали о якобы бомбах в частных и многоквартирных домах. Такое происходит обычно с целью отомстить. Однажды одну из школ города “заминировали”. Думали, что ребенок, а оказалось, что это сделал учитель, который опаздывал на урок. Задержали его сразу, у школы, прямо в толпе эвакуированных учителей и учащихся. Кстати, ему эта выходка стоила больше двух лет тюрьмы”, — говорит официальный представитель департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек.
По ее словам, не редки случаи, когда несколько звонков в разные учреждения мог сделать один и тот же человек. В этом случае, после направления в суд, его действия будут расценены, как отягчающее обстоятельство, которое, соответственно, повлияет на конечный срок заключения.
Сезонные обострения у психически больных людей – тоже проблема
По словам полицейских, не редко, устанавливая личность человека, сообщившего о ложном заминировании, им приходится сталкиваться с психически нездоровыми людьми. Они, к сожалению, не отдают себе отчета о том, к каким последствиям приводят их выходки, однако избежать наказания не удается и им.
По мнению специалистов психологии и психиатрии, чаще всего такими людьми руководит желание показать свою значимость. Они не ассоциируют себя с преступниками и часто просто наблюдают со стороны за тем, что происходит после их звонка. Тем не менее, результат от их действий тот же, что и от совершенных людьми здоровыми — паника и прочие неприятные последствия.
Кстати, в полиции отмечают, что, действительно, чаще всего психически неуравновешенные граждане совершают свои звонки сезонно – весной и осенью, когда в силу различных причин их заболевания приобретают острую форму. В такие моменты им особенно хочется прославиться, причем сделать это они готовы любым способом. Эти люди с родни Герострату, который в погоне за славой, желая, чтобы его запомнили, сжег один из храмов Древней Греции.
Есть ли необходимость еще более ужесточить наказание за лжетерроризм
Касаемо вопроса о необходимости ужесточения наказания за заведомо ложные сообщения об актах терроризма казахстанские эксперты и специалисты во мнениях разошлись. Одни считают, что того предела, который существует, вполне достаточно. Другие кивают в сторону соседних государств и приводят в пример страны дальнего зарубежья.
К примеру, в России за аналогичное преступление, в случае если погибнет хотя бы один человек, телефонному хулигану грозит либо штраф от полутора до двух миллионов рублей, либо тюремное заключение на срок от 8 до 10 лет.
А в США в штате Луизиана в 2014 году 15-летний подросток, несколько раз вызывавший спецназ и сообщавший о бомбе в квартире, где жили его конкуренты по online-игре, был приговорен судом к 25 годам лишения свободы.
Конечно, не стоит перенимать бездумно чужие законы и пытаться вставить их в нашу действительность. Однако и специалистам, и силовикам предстоит впереди большая работа для того, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию и снизить число ложных сообщений о готовящихся терактах.