В непростое время экономических потрясений стабильность, как никогда, в цене. Если говорить о бензине, то это стабильное топливо. Вот только это понятие со знаком минус, ведь стоимость горючего неизменно растет. Автолюбители, заезжая на бензоправку, вынуждены скрипеть зубами от бессилия – «произвол» нефтяных магнатов доводит до исступления, но деваться некуда – машина «на сухую» работать не умеет. Больше всего от стремительного роста цен на бензин страдают владельцы авто, которые используются в работе. Такой автомобиль в среднем за две недели проезжает от 1000 километров, а понесенные логистические убытки исчисляются десятками тысяч тенге.
Однако прогресс не стоит на месте и выход из, казалось бы, патовой ситуации все-таки есть. Установка газового оборудования стала чуть ли не единственной возможностью снижения затрат на топливо. Если установить ГБО на машину, можно существенно их компенсировать. Как результат: по казахстанским дорогами колесит десятки тысяч авто на «голубом» топливе. Тем более, что за последние несколько лет пропан-бутановые заправки перестали быть редким явлением на трассах страны Великой степи, да и количество профессиональных центров газового автооборудования увеличилось в разы.
Так, по данным пресс-службы Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в первом полугодии 2018 года на учет в органы МВД поставлено 89 592 автомобиля с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО), что на 44,5% больше аналогичных показателей 2017 года.
Тем не менее, многие автовладельцы до сих пор пребывают в сомнениях стоит ли идти на такое переоборудование. Слишком много вопросов: как обслуживать авто на газу, насколько опасно возить газовый баллон, какие меры предосторожности нужно соблюдать и, наконец, в какой сервисный центр стоит обратиться, чтобы получить не только ответы, но и гарантию качества?
За доступными разъяснениями мы обратились в одну из ведущих автомастерских Усть-Каменогорска – ТОО «Логист», на обслуживании которой находится весь штат молоковозов и машин доставки фирмы «Эмиль» и «Кондитер+». Уже довольно длительное время этот сервис является официальным дистрибьютером итальянской фирмы «OMVL», которая признана мировым лидером по разработке технологий, позволяющих использовать в двигателях экологичные виды моторного топлива, так что прислушаться к их мнению стоит. Специалисты ТОО «Логист» настолько подробно ответили на вопросы корреспондента FACTUM, что присутствующий при разговоре фотограф редакции, а по совместительству бывший противник ГБО, даже решился на переоборудование. И мы не шутим.
Чтобы понимать, систем ГБО сейчас насчитывается более десятка видов. Самые популярные итальянские, которые пользуются спросом по всему миру. Само собой, речь идет не о «сборной солянке», в которой только форсунки made in Italy, а остальные элементы – польские или турецкие. Внимания заслуживает только оригинальная аппаратура, выпущенная под одним брендом. Статистика показывает, что 8 из 10 машин сегодня оборудуются итальянским ГБО. Ассортимент оборудования настолько широк, что каждый автолюбитель подберет вариант, исходя из стоимости и модели машины.
F: Будет ли экономия от перехода на газ?
– Разумеется будет. Благодаря более низкой стоимости газа по сравнению с бензином и дизелем, а также примерно одинаковом расходе, ежемесячные траты на топливо уменьшатся на более чем 40%. На газе каждый пройденный километр обходится фактически в два раза дешевле, чем на бензине. Поверьте, это того стоит.
F: Во сколько в среднем обойдется установка такого оборудования?
– Если навскидку, то стоимость установки ГБО на 4-цилиндровый двигатель встанет в чек, примерно, от 180 тысяч тенге, 6-цилиндровый обойдется хозяину авто от 260 тысяч, а 8-цилиндровый – от 320 тысяч тенге. И это цены профессиональных автомастерских в штате у которых работают мастера высшей квалификации. Не стоит торопиться экономить прямо с момента установки ГБО. Некачественное оборудование или непрофессиональный его монтаж приведут к тому, что вы будете ездить не на газе, а просто возить заправленный газовый баллон. Чем больше вы решите сэкономить на установке, тем чаще ваши маршруты будут проходить через сервисный центр, установивший вам это, с позволения сказать, ГБО. Конечно, бережливость необходима, однако цена за качественную установку такого «апгрейда» окупится примерно за 5-6 месяцев эксплуатации. Работает программа установки ГБО в рассрочку или в кредит.
F: На какой автомобиль можно установить газобаллонное оборудование?
– Перевод с бензина на газ не требует конструктивных изменений двигателя. Поэтому ГБО можно установить практически на любой автомобиль, но стоит учитывать технические особенности каждой модели. Например, на автомобили с электронной системой впрыска устанавливается специальный электронный блок. Больше никаких вмешательств в штатную топливную систему не предусмотрено.
F: Какой будет расход топлива на газу?
– При правильной установке качественного оборудования, его правильной настройке и своевременном обслуживании расход не должен превышать 15-20% от расхода на бензине. Если ваш автомобиль потребляет 10 литров бензина, то на газу, он должен потреблять не более 11–12 литров. Любые отклонения в большую сторону говорят или о неправильной установке, или о плохом оборудовании с неправильно подобранными параметрами.
F: Если газ закончится в самый неподходящий момент?
– Перевод авто на газ делает возможным использование двух видов топлива – бензина и газа. Газобаллонное оборудование устанавливается параллельно бензиновой топливной системе. Так что, если газ все-таки закончится, то система автоматически переключиться на бензин. К тому же водитель сам всегда может переключиться с одного топлива на другое вручную при необходимости.
F: Не потеряется ли мощность?
– При правильном подборе оборудования и правильной настройке никакой потери мощности быть не должно. Если она все-таки есть, значит установщик либо неправильно подобрал оборудование (недостаточно мощное, неподходящее для данного автомобиля), либо неправильно настроил, либо то и другое.
F: Газ наносит вред мотору?
– Газ является наиболее чистым видом топлива и не наносит автомобилю вред, в отличии от некачественного бензина. Он буквально защищает «внутренний мир» вашего авто. Использование ГБО позволяет увеличить ресурс работы двигателя и топливной системы в 1,5-2 раза, так как газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндра. Отсутствие эффекта смачивания также увеличивает срок службы моторного масла, что позволит увеличить интервал его замены. А в силу более высокого октанового числа топлива, исключена детонация, что уменьшает нагрузку на двигатель.
F: Что касается безопасности? А вдруг ДТП, а у вас в багажнике баллон с газом?
– Газ более безопасен, чем бензин – у него выше температура самовоспламенения и выше концентрационные показатели. Даже в случае ДТП баллон способен выдержать достаточно сильный удар, т.к. он рассчитан с достаточно большим запасом по прочности. Да и почему вы считаете, что баллон с толстыми стальными стенками опасней бензобака с толщиной как у жестяной банки? Насколько безопасен бензобак? Страшилки про опасность эксплуатации газобаллонных автомобилей, так и остаются страшилками. Кстати, даже постоянный запах газа, о котором многие говорят, не более, чем миф или следствие неправильно установленного оборудования. У наших клиентов такой проблемы не наблюдается.
F: Как правильно выбрать ГБО?
– Доверять стоит проверенным системам, например, «OMVL». Брендовое газобаллонное оборудование отличается тем, что состоит из компонентов одного производителя, которые прекрасно сбалансированы друг с другом. Такие системы немного дороже, но, вместе с тем, более качественные, а главное, большую часть работы по настройке сделал производитель, идеально подобрав начальные параметры. Подделки – это зона риска, не нужно обольщаться: вряд ли вы получите удовольствие от использования такого ГБО. Скорее всего, пополните ряды уверенно твердящих, что автомобили не могут нормально ездить на газе. Люди пытаются сэкономить, а потом жалуются, что у них авто не тянет. К тому же, использование газа в топливной системе автомобиля предъявляет высокие требования к безопасности. Поэтому не следует рисковать и пользоваться услугами случайных людей для установки ГБО. Мы, кстати, постоянно переделываем за некоторыми доморощенными умельцами их работу.
F: Как не ошибиться с выбором мастера, который установит все как нужно?
– Не стоит выбирать сервис, устанавливающий много разных марок автомобильных газовых систем. Трудно быть хорошим профессионалом сразу во всем. У каждой системы свои особенности, если мастер говорит вам, что поставит то, что хотите вы – то скорее всего он лукавит и знания у него поверхностные. Хороший автомеханик сам порекомендует то, что вам подойдет и то, что он умеет настраивать. У нас, например, работа налажена именно так. Клиенты довольны, опять же, рекомендуют своим друзьям, знакомым. Репутация дороже денег. К тому же, в нашем сервисном центре настройку производит специалист, обслуживающий спортивные автомобили. То есть человек, понимающий как должен работать автомобиль.
F: Какие вопросы необходимо задавать в сервисе?
– Есть ряд стандартных, на которые вы должны знать ответы. Какой будет баллон и куда его можно поставить? Какого он объема и на сколько литров должен заправляться? Какую систему Вам поставят? Все ли компоненты будут этой системы? Как часто и где проходить ТО? Обычно через каждые 10 000 – 15 000 километров. Какой будет расход газа? Должен быть на 15-20% больше, чем бензина. Если скажут, что столько же, сколько и бензина, то пусть попробуют этого добиться. Такой ответ должен насторожить. Где будет установлен переключатель топлива? Какой гарантийный срок газового оборудования?
F: Сколько времени займет переоборудование?
– Перевод авто на газ не требует больших временных затрат и без проблем осуществляется в специализированном автосервисе. Как правило это от 1 до трех суток, если есть дополнительные желания у клиента. Например, мы также проводим диагностику и регулировку оборудования, установленного в других мастерских, выявляем неполадки и сбои в системе, проводим техобслуживание. Наш сервисный центр оснащен всем необходимым для этого.