Когда зима уже вовсю вступает в свои права, а рачительные хозяева любыми средствами, но обеспечили свои дома углем, в акимате Восточно-Казахстанской области подписывают меморандум о сохранении цен на каменный уголь. Сейчас в Усть-Каменогорске его реализуют по цене 8800 тенге за тонну, в Семее – по 7400.
Этот меморандум (которые предполагает намерения участников, но не устанавливает степень ответственности за нарушение его условий) подписали заместитель акима ВКО, руководство месторождения “Каражыра”, биржевые брокеры и представители крупных железнодорожных тупиков.
Правда, проблема не только, и даже не столько в тех предприятиях и структурах, которые участвовали в соглашении.
Ведь генеральный директор фирмы, владеющей месторождением, Маргулан Макишев уверяет, что топливо для печей восточноказахстанцев есть и было, даже лимит социального угля уже выбран.
– Порядка 88% обеспеченности углем мы уже закрыли, – сказал замакима Серик Актанов. – Возьмём на контроль ситуацию с частными перевозчиками, которые завышают расценки на доставку угля за тонну/километр. Сейчас это примерно 40 тенге, мы ограничим порядка 20-25 тенге. Что касается социального угля, то он в Усть-Каменогорске есть. Мы получили 35 тысяч тонн по договору с АО “Каражыра”.
Однако на вопрос журналистов о том, что порядка 800 человек, стоявших в очереди за соцтопливом, до сих пор его не получили, Серик Актанов предложил получить ответ в городском акимате.
Иван Тимофеев, директор ТОО «Вэус», ответственного за доставку, в свою очередь сказал, что КМСы неправильно составляли списки получателей соцугля и его получили даже те, кто права на его покупку не имел. Объёмы выбраны. Вот так.
Вы скажете – о каком тогда контроле ситуации может идти речь, если с началом зимы и предстоящим ей ажиотажем по обеспечению топливом, даже по словам подписантов меморандума выясняется, что с частными перевозчиками ситуация упущена, с социальным углем нормально не координировалась и не контролировалась, с вагонами проблема не решена – и при этом вроде бы никто не виноват? Все стараются, но у всех не получается сделать систему скоординированной настолько, что нужда в таких меморандумах отпала бы сама собой. Что поделаешь – мир несовершенен!
– В общей сложности за 10 месяцев и 20 дней ноября мы уже отгрузили порядка 955 тысяч тонн угля, опередив регламент на 104 тысячи тонн, – сказал Маргулан Макишев. – Проблема в вагонах. На ноябрь мы заявили 412 вагонов, получили 330. При обеспеченности вагонами мы полностью закроем потребность ВКО.
Однако, в Восточно-Казахстанском отделении АО «НК «Қазақстан темір жолы» ещё неделю назад заявили, что вагонов не хватает из-за срыва графика разгрузки-погрузки на станциях назначения – вагоны не успевают забрать и они “теряются”. Таким образом, только по Усть-Каменогорску задолженность 128 вагонов. Однако, КТЖ со своей стороны проблему вроде бы решили и уже вторые сутки на месторождение заходит по 420 вагонов.
Незакрытым остался вопрос социального угля, меморандум-то подписывали о сдерживании цен.
Тем не менее гендиректор месторождения сказал, что компания готова рассмотреть выдачу дополнительных объёмов доступного топлива для социально незащищенных слоев населения. Уверил он и в том, что породу, так часто попадающуюся с углем, покупатели всегда могут обменять на ж/д тупиках, где он продаётся.
Если речь сейчас идет о сохранении цен – то есть проявлении заботы о людях, то как быть с теми, кто, рассчитывая на обещанный социальный уголь, вдруг оказался перед необходимостью покупать его по несоциальной (то есть – обычной, нормальной) цене? Им кто-то восстановит эти потери? Или они должны были дождаться конца ноября, чтобы услышать обещание компании все же рассмотреть выделение дополнительного топлива по социальной цене и восстановления той самой цены? Кто-то будет выяснять, почему люди, которые не должны были бы получать этот “социальный” уголь все же получили его, а те, кто должны были – не получили?
Весь вопрос решили меморандумом. То есть – обещанием приглядеться, а можно ли всю эту ситуацию разрешить сейчас, просто намерениями? А вот решится ли она в итоге – посмотрим. В августе тоже все думали, что проблем быть не должно.