В Алматы завершил работу Форум больших сделок Exim Big Deals. Три дня более 300 товаропроизводителей, дистрибьюторов и ретейлеров из Казахстана и стран СНГ обсуждали вопросы развития розничной торговли, говорили о том, что мешает развитию крупных сетей и почему казахстанцы предпочитают базары, а не супермаркеты. Об итогах этой встречи рассказал Forbes.kz.
По данным компании Nielsen, в Казахстане на один гипермаркет приходится 102 магазина традиционной торговли и 20 больших и средних продуктовых магазинов. Немного для страны с населением свыше 18 млн человек. Есть потенциал для роста, но 2015-2016 годы были сложными для казахстанской розничной торговли, и покупательская способность ещё не полностью восстановилась.
Как завоевать покупателя в условиях турбулентности?
68% покупателей до сих пор живут в режиме экономии и намерены продолжать экономить, даже если ситуация улучшится. Судя по статистике Nielsen, свободные деньги (после необходимых расходов: покупки продуктов питания и оплаты коммунальных услуг) казахстанцы готовы потратить на новую одежду и оплату кредитов и долгов.
«37% опрошенных готовы потратить свободные деньги на покупку новой одежды, 34% потратят их на то, чтобы раздать долги и оплатить кредиты. 29% готовы тратить средства на развлечения вне дома, 21% поедут в отпуск, и 20% сделают сбережения», – поделилась статистикой лидер аудита розничной торговли Nielsen Казахстан Мадина Сейсенгалиева.
Почти 60% страны моложе 35 лет, говорится в исследовании Nielsen. В последующие 5-10 лет миллениалы, то есть рождённые в начале 2000-х, будут иметь самую высокую покупательскую способность. Это первое поколение, которое выросло без дефицита. Магазинам непросто бороться за их внимание. Миллениалы ценят комфорт, скорость обслуживания, любят первыми покупать новинки, следят за скидками. Уже несколько лет важнейшим фактором при выборе магазина является цена. Впрочем, в условиях приятной атмосферы казахстанский покупатель, изначально нацеленный на экономию, способен совершать спонтанные покупки.
Базары против супермаркетов
Пока аналитики советуют искать подход к подрастающим миллениалам, супермаркеты борются за внимание потребителя не друг с другом, а с базарами. Это особенность казахстанского рынка ретейла.
Основатель, крупнейший владелец и руководитель розничной сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер активно развивает розничную сеть, в которой сейчас 41 магазин. Magnum недавно открыл четвёртый гипермаркет в Шымкенте и шестой в Астане. Коммерческий директор компании Яков Фишман рассказал, что цены в сети в среднем ниже среднерыночных на 5% и более за счёт работы с прямыми поставщиками и высокого товарооборота. Но в век, когда «космические корабли бороздят просторы вселенной», а торговля становится всё более технологичной, казахстанцы по старинке идут за продуктами на базар.
«Мы для себя видим драйверы роста и конкуренцию не с какой-то торговой сетью в регионе или в Казахстане. Мы видим конкуренцию со стороны базаров. Для меня главный вопрос: насколько мы дешевле базара? Насколько покупатель это понимает? Мы проводим независимые исследования. Magnum уже давно дешевле базара, но покупатель почему-то иррационально ходит на базар. Значит, есть что-то ещё?» – задался вопросом Яков Фишман.
По данным Комитета по статистике МНЭ РК, на 1 января 2018 в Казахстане было зарегистрировано 782 рынка, на которых создано 194 тыс. торговых мест. С одной стороны, рынки предлагают широкий ассортимент свежих фермерских продуктов, выигрывая на фоне однообразного ассортимента супермаркетов. С другой – постоянно нарушают правила цивилизованной торговли, пояснили на форуме.
«Большая часть охлаждённой рыбы на базаре вообще не имеет никаких разрешительных документов. Не то что ветсправки, даже разрешения на вылов может не быть. Её где-то там поймали, где-то как-то перевезли, продали. Мы же не можем прийти на базар и встать рядом с табличкой: «Эта рыба выловлена незаконно», – привел пример Яков Фишман, выступая перед ретейлерами и дистрибьюторами.
Придут ли крупные игроки?
По мнению аналитиков рынка, если экономических потрясений не будет, в ближайшие два года вероятен приход в Казахстан крупных торговых сетей. На свободный рынок зайти проще. Так поступил, к примеру, учредитель российской продуктовой сети INMART Андрей Подданец, открыв магазин в Павлодаре. Но, по его словам, мало зайти – надо зарабатывать, а этому мешает низкая покупательская способность. Он тоже отметил, что с базарами ретейлу конкурировать тяжело.
«Недостаток квалифицированного персонала, несформированная покупательская среда. Не такая, как в России, в других странах: она очень слабая, ориентирована на хаотичный рынок, на базары. Это сдерживает цивилизованную торговлю в Казахстане. Низкая покупательская способность, кошелёк небольшой. Планировать активное развитие любой «сетке» в Казахстане непросто. Здесь конкуренции минимум, но как раз крупные игроки сюда не идут. Мы нащупываем, отрабатываем модель работы здесь», – сказал Андрей Подданец.
Особенности продуктового ретейла в Казахстане обусловлены стадией развития рынка, который сейчас консолидируется. Слабые игроки будут уходить (достаточно вспомнить Carrefour), крупные – расширяться. Базары постепенно превратятся в цивилизованные торговые площадки – так произошло, например, в крупных городах России. С какими бы экономическими сложностями ни сталкивались люди, они не едят меньше, но переключаются с дорогих продуктов на более дешёвые, говорили ретейлеры. Главное – угадать спрос.