07:33 | 25 апреля 2024 | Четверг

Новый надземный переход понравился. Тем, кому не придется переходить по нему улицу

Раз уж пошла волна надрывного пиара, цель которого – убедить вас в красоте и практичности нового надземного перехода, почему бы и нам не ввязаться в этот дивный мир текстовых иллюзий?

Довольные лица акимов в официальных отчетах мы видели. Ждем таких же счастливых фотографий реальных потребителей перехода после запуска его в эксплуатацию.

Напомним, как начиналось.

К 2011 году идея надземных переходов в (будем реалистами) небольшом и достаточно просторном городе вылилась в создание проектов таких переходов. Денег на реализацию проектов тогда не было, но идея осталась.

К 2017 году уже и аким ВКО и администрация города вспомнили о проектах и распорядились приступить к их воплощению. В апреле 2017 года были проведены общественные слушания, на которых разработчик проекта – усть-каменогорское ТОО «СибАкадемПроект» – ответил на вопросы участников слушаний, а в их протоколе было зафиксировано «принять предложенные проектные материалы», правда, с уточнением «учесть замечания общественности».

Ни на одном этапе целесообразность воздвижения таких монументальных конструкций не согласовывалась с теми, кому ходить по таким переходам – с жителями города. Даже на общественных слушаниях в апреле 2017 года вопрос стоял не о целесообразности, а об обсуждении проекта с блоком «вопрос-ответ». Общественники говорили о сомнениях, проектировщики эти сомнения отметали. Причем, формат общения был простой: общественники выговаривали сомнения, представитель проектировщиков отвечал, что у него сомнений нет. Все решения предпринимались на уровне управления территорий – мол, есть проект, давайте его реализуем. Если кто и мог воспрепятствовать строительству перехода, так это акимы, но уж никак не горожане, распылявшие в комментариях соцсетей свой протест. На общественных слушаниях проект защищал именно проектировщик – частная проектная компания, – люди, принимавшие решение о начале строительства, были заняты другими делами. Довольно удобная форма размывания ответственности за решение, когда на вопросы о целесообразности отвечали люди, для которых жизненно и финансово важным была сдача проекта, а не его смысл.

К моменту, когда переход начали строить, риторика его защитников изменилась с «еще не строят, не надо придумывать проблемы» на «уже строят, надо было раньше беспокоиться и протестовать». Попытки преобразовать общественный протест хотя бы в форму петиции, инициатором создания которой был общественник Роман Честных, потерпели вполне предсказуемый крах.

Сейчас этот памятник практически построен. И эйфория его обозревателей захлестывает страницы социальных сетей.

Мы же с эйфорией подождем. Понятно, что протестовать уже поздно – но вопросы, которые у нас есть, могут быть разрешены вовсе не уверениями разработчиков, а тем, как это будет происходить на самом деле, а не в мечтах. На проспекте Сатпаева такой переход был бы логичным и нужным (он и появится, но позже), а здесь…

Вот список того, что нас беспокоит в первую очередь.

В разы увеличился путь пешеходов

Все эти подъемы-спуски – лишь способ заставить людей ходить по сложному и длинному пути вместо простого и логичного. Пока мы видим лишь один пример эффективности: светофорный цикл на этом участке сократится на 18 секунд. Все остальное – стало только хуже. Плохо пешеходам, почти безразлично водителям (светофоры-то все равно останутся). Хорошо разве что проектировщикам и строителям – освоены бюджеты, а это приятно даже тогда, когда администрация города грозит подать в суд за затягивание работ, но все равно не подает.

Керамогранит в качестве покрытия пола

На нашей практике именно такие полы травмоопасны, грязны и не очень-то стойки, несмотря на рекламные восхваления. Проектировщики говорили, что температура внутри шахт лифта не будет опускаться ниже -20 градусов по Цельсию (потому что лифты рассчитаны на работу только до этой температуры, а значит, шахты придется подогревать). Вентиляция самого сооружения – естественная.

Беспокойство о безопасности

Это в проекте предполагается, что по переходу будут ходить до двух тысяч человек в час (при том, что даже сами разработчики указывают, что реальная нагрузка этой зоны – до 4000 человек в час, то есть переход уже создан с дефицитом пропускной способности! Впрочем, с пиковыми нагрузками проектировщики пообещали как-то справиться). На самом деле настолько много пешеходов там будет разве что в период состязаний во Дворце спорта. Поздними вечерами – единицы. В проекте безопасность обеспечивается пунктом полиции, «расположенном неподалеку» и патрулированием полицейских. Видеонаблюдение (да еще и с системой интеллектуального распознавания правонарушений) и постоянное яркое освещение в темное время суток, быть может, поспособствуют безопасности. Впрочем, по недоосвещенным улицам и некоторым дворам ходить все равно в разы страшнее.

Снег на крышах

Поликарбонатное покрытие, уверяют разработчики, препятствует скоплению снега. Проверить их слова можно лишь на практике. Потому что даже с незавершенного перехода в снегопад с крыши пролетов снег сыпался на машины внизу в самый неподходящий момент. Как «препятствует скоплению снега» – посмотрите на заглавном фото.

Забота о маломобильных людях

На словах звучит заботливо: лифты которые в мгновение ока донесут людей до уровня третьего этажа. Но разработчики представляют систему как управляемую электронными ключами. То есть не маломобильность пешехода будет определять, сможет ли он воспользоваться лифтом, а наличие у него электронного ключа? Неужели на входе будет стоять вахтерша, по собственному разумению оценивающая мобильность гражданина и его право за заветный ключ? А на выходе другая вахтерша будет такой ключ отбирать у всех выходящих из лифта? Или ключи будут высылать по почте тем, кто зарегистрирован в качестве маломобильных граждан? Процедура, которая детально не объяснена, вообще не вызывает доверия.

Монструозность конструкции

Впрочем, в проекте это изящно названо «простой геометрической формой». Грубый, массивный, все эти переплетения стальных уголков напоминают противотанковые ежи на поле битвы. Вероятно, и сам он рассчитан на прохождение через переход танков на период военных действий, но выглядит это скопление стали и бетона как бомбоубежище, и надо обладать особым цинизмом, чтобы радостно представлять вид на город из консервной банки достижением современной архитектуры.

«Великолепный вид на аллею»… Вид на аллею с земли был бы не менее великолепным, особенно, если учесть, что с вводом перехода в строй аллея заканчивается… тупиком около перехода. Дойти до него и не попытаться перейти здесь же улицу, чтобы не возвращаться за полкилометра к официальному переходу – надо очень сильно любить прогулки и ненавидеть себя. Ах, не беспокойтесь, для исключения перехода улицы вдоль бордюров будут установлены ограждения! Страсть к заборам на пустом месте – неизбывна.

Но на самом деле – это все мелочи.

Да, уродливо, да фактически конструкция запечатала проспект от площади до дворца (что там о розе ветров и продуваемости насыщенных ароматами выхлопных газов автомагистралей?). Ну и конечно, станет меньше несчастных случаев с пешеходами в этом месте – они просто не смогут встретиться с автомобилями, не нарушая правил. 57 несчастных случаев, говорите? А можно поинтересоваться – за какой срок? И сколько из этих трагедий связано именно с инженерным расположением самих переходов, а не с человеческим фактором?

Смотрите сами, проектировщики разработали проект из разряда «я художник, я так вижу», акиматы обеспокоились освоением бюджетов, плюсиками за инновационные сооружения и номинальным «учетом общественных интересов». Открытых исследований: по экологии, расчеты транспортных нагрузок, эффективность, – не публиковалось. Озвучивалась лишь точка зрения разработчиков проекта (а она, на удивление, со вполне ожидаемых позиций). С точки зрения презентовавших проект, минусов в этом решении нет вообще! Хотя ими же интересы и комфорт пешеходов оценивались с точки зрения «а вам не придется ждать светофора на вонючей улице», зато «вы спокойно поднимаетесь наверх и переходите самую оживленную трассу города» – как будто каждый пешеход просто мечтает увеличить себе путь в несколько раз.

То, что не нравится некоторым несознательным горожанам – ну так вас и не спрашивали, дорогие вы наши. Привыкнете, куда вы денетесь. Уже давно мнение горожан о благоустройстве города зависит не от них самих, а от тех, кто ими правит. Вот это на самом деле – неприятно. Даже не деньги, а то, что вам не позволено определять среду, в которой вам же и жить.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ