Во всяком случае такой неутешительный сценарий не исключают бизнесмены, специализирующиеся на строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог Восточного Казахстана. Сегодня представители дорожно-строительных организаций провели брифинг, на котором рассказали об абсурдной, по их мнению, ситуации. По новым расчетам комитета по делам строительства и ЖКХ заложены цены на материалы, не соответствующие реальным. Они оказались занижены почти на 50%.
«Что за специалисты вообще эти расчеты делали в Астане? Это приведет к прямому банкротству многих предприятий. Мы будем работать себе в убыток, не сможем закупать новую технику, развиваться и в результате прекратим существование. У меня работает в пиковый режим около трехсот человек, я в год плачу 200 миллионов тенге налогов. Если я прекращу работать, кому будет хорошо? Рабочим, у которых нет работы? Казне, у которой не будет моих налогов? Никому. И таких предприятий в этой сфере много, не я один», – утверждает директор ТОО «Дорожно-строительное управление № 14» Александр Федосов.
Дорожники привели пример новых расчетов. Реальная стоимость тонны щебеночно-мастичного асфальтобетона на сегодняшний день – 19 864 тенге, а в документе от министерства, которым будут руководствоваться при утверждении проектов и объявлении тендеров указана другая цена – 13 949 тенге за тонну. Тонна горячего асфальтобетона стоит 23 243 тенге, а в сборнике на закуп предусмотрено 12 867 тенге. Холодный асфальтобетон продается по 18292 тенге за тонну, а министерство считает, что его можно приобрести по 10 830 тенге. В региональной палате предпринимателей считают, что проблема вообще системна для строительной отрасли в целом, а сам механизм актуализации цен весьма громоздкий и не позволяет оперативно регулировать стоимость. Что касается государственных органов, то они вынуждены следовать тем цифрам, которые им спускают сверху.
«Мы не регулируем цены. Когда мы получаем сборник на согласование, то в сжатые сроки предоставляем свои возражения или комментарии. Для этого нам нужно мнение подрядчиков. Но в конечном счете все цифры все равно утверждаются в Астане и влиять на них мы не можем», – сказала представитель управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО Зарина Гайсина.
Дорожники требуют немедленно прекратить производство расчетов по утвержденным расценкам и пересмотреть расценки на материалы по ВКО. Они уже готовят соответствующее письмо президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.