08:36 | 20 апреля 2024 | Суббота

Общественник Роман Честных утверждает, что реакция властей на петицию о переходе пугает людей

Любой гражданин может обратиться к кому угодно, граждане могут объединить свои интересы и создать общее обращение. В этом нет не только ничего предосудительного, но и вообще подобные права расширяют возможности граждан страны в развитии Казахстана. Голосование на выборах – это не единственный способ выразить собственное отношение к происходящему.

Но как только возникла информация о том, что производится сбор подписей, так почти сразу же возникла и другая – городским властям, якобы не нравится сам факт возникновения петиции и то, что производится сбор подписей на ней.

И у нас нет подтверждения ни этому, ни обратному.

Есть слова общественника-активиста Романа Честных в интервью изданию:

– Формат петиции к президенту уже не первый раз организуется в городе. Это пятую, по-моему, петицию собираем таким масштабным образом. Подписи собираются в различных точках, не только на улице, – это сами активные горожане, их знакомые, все желающие устькаменогорцы, которые не хотят относиться к проблеме равнодушно, – в магазине, в салоне, в ателье, СТО, в офисе. То есть просто говорят адрес – «мы у себя готовы людей принимать, пусть приходят, мы им будем давать подписывать». Люди знают адрес, готовы подписать петицию – приходят и подписывают. Или иначе: люди знают о проблеме, и когда узнают, что можно прямо на месте отдать свой голос в поддержку ее решения – подписывают. Так это происходит сейчас, происходило всегда, это единственная схема, которая вообще существует, – говорит он.

По его словам, никогда существование петиции не было проблемой для власти (он не считает ее проблемой и сейчас). Но рассказывает, что с петицией об изменении схемы дорожного движения на спорной точке возникли пусть еще не проблемы, но вопросы:

– К людям, которые собирают подписи, приходят из различных инстанций. Причем, вопрос даже не связан вроде бы с самими петициями – представители СЭС, например, заглянули «по дороге», известить о том, что существуют некие «требования к уведомительному порядку осуществления деятельности». Правда, те, кому напомнили об этих правилах, заглянули и в список гостей, неосторожно ставший доступным взглядам, – и там, наверняка по совпадению, указаны адреса, на которых происходит сбор подписей. Есть ли основания бояться таких визитов? Ну вроде бы нет – но вы же знаете, чем может заканчиваться резко возникший интерес надзорных органов.

Разве такое впервые, спросили журналисты FACTUM, неужели раньше вообще никто не интересовался, кто и как собирает подписи на петиции, направленной против интересов местной власти?

– Да, и раньше были звонки от госструктур, подходили с вопросами, – отвечает Роман Честных. – Право изучать ситуацию есть у всех: от обычных жителей до властей или оперативных служб, которые борются с терроризмом. И вопросы, и интерес понятен. Это ни к чему не обязывало, не напрягало, люди спокойно отвечали. Те, кто приходил, так же спокойно уходили, никаких последствий абсолютно. Сейчас же звонили, представлялись сотрудником одного из отделов городского акимата, говорили: «Вы знаете что эти действия (по сбору подписей) противоправны?». И такой вопрос чиновника выглядит вполне серьезной угрозой для обычного человека. Люди начинают бояться – потому что у нас правил много, и нарушить одно из них можно по незнанию. Но у людей есть право и создавать петиции, и собирать на них подписи.

– Неужели и правда из горакимата звонили с таким вопросом? – спросили мы.

– Да, действительно, – ответил Роман. – Но, когда я перезвонил этому сотруднику акимата, он не захотел признавать факт таких своих слов, которые все же зафиксированы на аудиозаписи. Но здесь любопытен даже не вопрос, а тот факт, что представители акимата звонят с целью как-то повлиять на ситуацию. Причем на ситуацию, в которой нет и не должно быть участия власти. Это законная общественная инициатива, которая и вызвана тем, что у общества и власти не получается диалог и нет компромиссного решения. И, как мне кажется, желания найти такой компромисс тоже нет.

– Цель повлиять – понятна, – считает Роман. – Петиция, которую получат в итоге в администрации главы государства, все равно будет спущена вниз – по компетенции. Но в таком случае распоряжение разобраться в вопросе и решить его будет уже не от жителей Усть-Каменогорска, а от начальства. И ситуация изменится в корне, проигнорировать указание начальства гораздо сложнее, чем неорганизованный протест горожан. Вот почему петиция стала для жителей Усть-Каменогорска способом сказать местным исполнительным органам: «Ребята, это не один-два недовольных, это то, на что действительно нужно обратить внимание», – рассказал Роман Честных.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ