Склады временного хранения (СВХ) много лет добровольно-принудительно хранят конфискованную продукцию для органов государственных доходов, сообщает КазТАГ со ссылкой на пресс-службу общественного фонда Transparency Kazakhstan.
«Методом случайной выборки эксперты Transparency Kazakhstan обзвонили ряд СВХ, расположенных в разных регионах Казахстана. Владельцы складов, расположенных в Алматы, Алматинской и Жамбылской областях, рассказали о том, что уже много лет оказывают органам госдоходов в добровольно-принудительном порядке услуги по хранению контрабандных товаров без фактической компенсации за аренду, сама же арестованная продукция приходит в негодность», – говорится в распространенном в понедельник сообщении.
Фонд приводит сведения владельца одного из СВХ в Алматы, у которого хранится конфискованный товар на сумму Т1 млрд с 2014 года, по сведениям другого владельца СВХ – с 2010 года.
«По сведениям владельца СВХ из Тараза, его сотрудники вынуждены бороться с грызунами, которые заводятся в залежавшемся арестованном товаре. Другой владелец СВХ из Алматы сообщил, что на его территорию несколько лет назад завезли 17 грузовых автомобилей с обувью, одеждой, электроникой, которые были признаны несоответствующими для декларирования. В результате СВХ было вынуждено срочно устанавливать дополнительную систему видеонаблюдения и защитные навесы от солнца и дождя. За год тенты пришли в негодность. Однако госроганы до сих пор не предприняли мер для того, чтобы передать конфискат на реализацию», – отмечает Transparency Kazakhstan.
Помимо этого, как сообщается, еще 20 контейнеров этого СВХ заполнены аналогичным товаром от 20 компаний на общую сумму Т1,5 млрд.
«Убытки от длительного хранения бесхозного товара, по сообщению руководства этого СВХ, перевалили 850 миллионов тенге. Более того, занятое пространство не позволяет им принимать для прохождения таможенного контроля и хранения новый товар», – сказано в сообщении.
По данным фонда, на территории пяти СВХ в одном лишь Алматы хранится конфискованный товар, оцениваемый на сумму Т178 886 150, а размер связанного с хранением этой продукции убытка складов оценивается в Т996,5 млн.
«Налицо серьезные коррупционные риски, поскольку складывающая ситуация позволяет оказывать властям давление на владельцев СВХ, угрожая им штрафами либо лишением лицензий за отказ от хранения арестованного товара. Испорченный из-за долгого хранения товар уже не может быть реализован на торгах и подлежит уничтожению, в доход государства не поступают миллиарды тенге», – подчеркнули в Transparency Kazakhstan.
К тому же, добавили в фонде, запущенная комитетом государственных доходов система «Астана -1» фиксирует только тот товар, который прошел таможенное декларирование, а «отследить движение арестованного товара не представляется возможным».
Отмечается, что на сайте АО «Компания по реабилитации и управлению активами» не удалось найти отчетной информации, какое количество конфиската передано в ее распоряжение для дальнейшей реализации.
«Учитывая, что: деятельность 60 СВХ, расположенных в Алматы формирует треть валового регионального продукта (ВРП) и в местный бюджет поступает 60 миллиардов тенге налоговых отчислений, 48% оптового товарооборота страны проходит через Алматы и составляет 29 триллионов тенге в год; 65% контрабандного товара арестовывается органами государственных доходов, Transparency Kazakhstan приходит к выводу о высокой степени коррупциогенности в деятельности сотрудников ДГД Алматы, Алматинской и Жамбылской областей, осуществляющих декларирование товаров из Китая», – сказано в сообщении.
В качестве минимизации причин и условий, ведущих к злоупотреблениям со стороны органов ДГД и потенциальной коррупции, в фонде предлагают: провести ревизию конфискованных товаров, хранящихся на территориях СВХ более 30 календарных дней; обеспечить в кратчайшие сроки передачу конфиската АО «Компании по реабилитации и управлению активами» для дальнейшей реализации на торгах; рассмотреть ответственность должностных лиц органов государственных доходов, по чьей халатности в бюджет страны не поступили соответствующие платежи от реализации конфискованного товара; возместить владельцам СВХ ущерб от хранения арестованного товара; обеспечить отслеживание движения арестованного товара с возможностью проверки его статуса в режиме реального времени от момента признания его контрабандным до реализации на торгах.
В Казахстане, по данным комитета государственных доходов, работает 226 складов временного хранения (СВХ). Это частные компании, доход которых формируется от пользования их площадок импортерами, ввозившими продукцию на декларирование.
«Владельцы этих складов принимают на себя обязательства обеспечить целостность и сохранность импортных товаров. При несоблюдении требований они подвергаются санкциям в виде приостановления, лишения лицензии и, как следствие исключения из реестра КГД. Товары, ввезенные на территорию прохождения таможенного контроля и признанные контрабандой, подлежат аресту и передаче на реализацию в доход государства», – уточнили в фонде.