01:15 | 29 марта 2024 | Пятница

Новостройки Усть-Каменогорска: когда количество так и не может перейти в качество

С точки зрения любого покупателя, новое должно быть хотя бы не хуже старого аварийного жилья. Даже с учетом недоделок – хотя почему мы вообще должны мириться с недоделками, мы не покупаем товары с неприпаянными необходимыми проводами или с растрескавшимся корпусом, а потом не ждем от заводов, что они доделают уже приобретенный нами товар, пока мы вынуждены им пользоваться? Если в промышленном товаре гарантийный случай – это брак, то почему в строительстве недоделки – это привычное и обычное дело?

В Казахстане идет разрастание городов – строительный бум, захлестнувший страну несколько лет назад, не только не пошел на спад, но и увеличил свои темпы. Строят много, строят быстро, строят дорого. Только за прошлый год в ВКО ввели в эксплуатацию более 400 тысяч квадратных метров жилья, в 2017 – 380 тысяч. Большинство — в многоквартирных домах. Смешанные в одну довольно хаотичную массу высотки в Усть-Каменогорске навсегда изменили линию горизонта. Ну и хорошо ведь?

Factum | © Factum, ® DEXIA

 

Как знать. Особенно, если принять во внимание качество этих возводимых наспех строений, а также постоянные жалобы самих жильцов на бесконечные огрехи строителей и проектировщиков.

Поэтому, побродив немного по аварийным домам, корреспонденты FACTUM решили посвятить свой следующий репортаж новостройкам.

Отстой новострой

Комплекс девятиэтажных жилых домов на проспекте Ильяса Есенберлина. Все помнят скандал, разгоревшийся в конце 2017 года и продолжающийся до середины 2018 года, когда владельцы квартир в этих новостройках, возведенных как арендное жилье для очередников, обратили внимание властей на никчемное качество строительства своих домов?

 

Тогда счастливые обладатели нового жилья пожаловались, что в их квартирах гуляет сквозняк, пластиковые трубы, по которым циркулирует горячая вода, не выдерживают температур и гнутся, а во время дождя по внутренним стенам бегут струи воды. Теперь тут устраняют недочеты – нет, трубы не меняют, всего лишь наспех замазали трещины, по которым, весело журча попадала дождевая вода в обустроенные квартиры. Некогда красивые дома отныне сверкают яркими прочерками замазки, по фактуре напомнивших автору знаменитую игру «Тетрис».

– Когда сильный ветер, то сквозняк, проникающий в дом через щели, гуляет по квартире, – рассказывает житель дома 23/1 по имени Курабай. – Сейчас уже меньше, а когда обошьют сайдингом, так и вода проникать в дом не будет.

Своевременные надо сказать меры, спустя-то почти два года после ввода в эксплуатацию. У сайдинга есть неоспоримое преимущество – он просто закрывает ужасный вид фасада, и про трещины можно уже и не беспокоиться, их же не видно.

Зато на фасаде дома №21 прямо на уровне второго этажа замечаем огромную наледь. Здесь нет ни вентиляции, ни форточки (подъездное окно находится несколько правее) – это просто огромная дыра, из которой бурным потоком низвергалась вода, пока суровые погодные условия не заставили ее замерзнуть. Происхождение этого отверстия никто из местных нам так объяснить и не смог, однако пытливый ум сразу же нарисовал в воображении картину лопнувшего водопровода… Возможно это одна из тех труб, о которых так яростно твердили застройщику недовольные владельцы? К слову, тут и правда водичка бежит. Причем из радиатора подъездного отопления.

А еще вездесущие трещины на штукатурке и загаженный технический этаж портят все впечатление от пребывания в новеньком доме, столь не похожем на типовую коробку «хрущевки», проекты которых так яростно продвигали в свое время последователи французского архитектора Ле Корбюзье (пионер архитектурного модернизма и автор идеи подобных строений). Хотя последнее, скорее упрек управляющей компании, ответственной за чистоту, а не застройщику. Заглянули в комнату со стояками отопления – те же пластиковые трубы, свободно свисающие и практически не закрепленные. Видимо, так надо…

Зато стоит отметить сделанный по всем правилам великолепный пандус для маломобильной категории граждан. Но вот впечатление от всего этого портит покрытие крыльца – ну не стоит стелить кафель там, где погодные условия моментально превращают его в каток. Впечатление, что строительные компании когда-то закупили огромный объем вот этой гладкой керамики, а теперь ликвидируют склады, прилепляя ее везде, независимо от условий эксплуатации. Жителям скользко? Жаль, конечно, но вы же понимаете, что оплативший покупку клиент перестает быть интересным продавцу.

Стремление сэкономить сейчас определяет низкое качество на годы вперед

Едем дальше. Парадокс. Казалось бы, застройщики изымут урок из поднятого шума вокруг некачественно возведенных новостроек, и перестанут строчить как на конвейере, в буквальном смысле слова, дырявые дома, – но нет…

 

Высотка на Есенберлина, 4А, в которой дают квартиры повзрослевшим воспитанникам из детского дома, показывает, что урок пошел не впрок.

Опять скользкое крыльцо с отколотым местами кафелем (дом, кстати, еще даже не заселен полностью, в последнем подъезде отделка еще идет) и спускавшаяся с осторожностью альпиниста бабушка не оставляют сомнений – этот дом нас качеством исполнения не обрадует. В подъезде, насквозь продуваемом ветром из щели под дверной коробкой, прикрытой абы как куском кафеля и половиной кирпича, уже с порога нас «порадовал» змеящимися трещинами и подтеками. Кое-где вон даже краска вздулась и облупилась.

Пока бродили по этажам, отмечая, то тут, то там уже сломанные ступени, пытались найти мусоропровод. Не нашли, а хотелось бы. Удобно ведь. Зато, пластиковые трубы, почему-то проведенные прямо над щитами с электрической панелью и приборами учета, кое-где уже подтекали. А если пробежит основательно, то замкнет всю электрику?

Factum | © Factum, ® DEXIA

 

Да, можно апеллировать к тому, что с момента подписания договора на строительство и до реальной сдачи объекта в эксплуатацию могут пройти годы, вырасти стоимость стройматериалов, рабочей силы. А суммы, мол, не корректируются в достаточной степени (либо вообще не корректируются), оплата затягивается, строительные компании вынуждены за счет своих резервов строить дома на условиях постоплаты, при этом стараясь сэкономить на расходах. Но, честно говоря, все эти аргументы разбиваются в пыль, когда знаешь, что-покупатели-то квартир платят за них полновесной монетой и при этом по рыночным ценам. И если эти квартиры оплачивает бюджет, то значит ли это, что государству безразлично – качественный ли дом оно покупает или «новостройку», не слишком-то отличающуюся от аварийного жилья?

Впрочем, государство-то тоже реализует эти квартиры по госпрограмме – не для себя покупает. Или для того, чтобы люди могли жить в хорошо сделанном доме, ими надо платить в два раза дороже?

Factum | © Factum, ® DEXIA

 

А пока же мы лишь укоренились в одном мнении – новостройки у нас потенциально опаснее, чем видавшие виды хрущевки. Трещины на стенах, которые появляются уже в самом начале эксплуатации зданий, постоянные проблемы с коммуникациями и дешевизна, используемых для строительства материалов, говорят сами за себя.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ