Житель Алтая Алиби Кожин спасает своих земляков, прочищая в их домах дымоходы от сажи. Больше десяти лет назад он занялся этой работой и без клиентов не остался. Профессия у Алиби редкая, но нужная. В своем городе он, можно сказать, монополист: весь спрос на очистку дымоходов – его. Впрочем, прибыльным такой бизнес особенно и не назовешь.
У Алиби четверо детей. Именно ради них вместе с женой Сыгынаш он восемь лет назад перебрался в Зыряновский район из Большенарыма. Чтобы двое старших смогли получить медицинское образование. Но вместе с детьми в медицинский колледж поступила и их мама: в семье мечтают основать династию медиков. Может быть, потому что папа болен… Алиби Кожин – инвалид второй группы, астматик.
В районе, который с недавних пор носит имя Алтай, Алиби знают многие. Ведь для них он единственный спаситель. Особенно когда огонь в печи перестает разгораться, а часть едкого дыма возвращается в дом, а не вылетает на улицу – дымоход забило сажей, надо чистить. И люди звонят Алиби, зовут его на помощь. Он и спасает – иной раз и от неминуемой смерти.
– Был даже такой случай: пенсионеры позвонили, говорят, дым идет в комнату. Я выехал к ним. Пока добрался, зашел в дом – дедушка с бабушкой почти угорели, надышались угарным газом, – делится невеселыми воспоминаниями трубочист. – Вытащил их на улицу, кое-как откачал.
У мужчины с собой специальное оборудование, которое работает на бензине. Его чудо-инструмент высасывает сажу из трубы и дымоходов, прочищая внутренности печи. Работа не только грязная, но и опасная: несколько раз трубочист падал с крыш домов, пробираясь к высоким трубам.
В самом начале карьеры трубочиста Алиби Кожин добирался до своих клиентов пешком. Брал сани, грузил оборудование и пешком шел из одного района города в другой, а то и до соседних сел приходилось идти. Благодарные пенсионеры, которые не могут и не умеют самостоятельно прочистить печи, стали постоянными клиентами. Со временем в семье появилась машина – «копейка» 1978 года выпуска. Какое-то время она послужила Алиби, но все чаще стала ломаться. Сейчас машина не ездит, и это проблема: пешком не находишься, и возраст все больше дает о себе знать.
– Я не просто зарабатываю, чтобы кормить свою семью. Я нужен людям. Для многих я – единственная надежда на спасение. В лютые морозы, 35-40 градусов ниже нуля, когда перестает топиться печка, люди могут замерзнуть. Особенно беспомощны старики и одинокие женщины, которым некому помочь кроме меня, – рассуждает алтайчанин. – Но и я уже, к сожалению, не молод.
Пешком бегать по клиентам Алиби уже не в состоянии – астма не дает. Врачи говорят, ситуация со здоровьем у трубочиста ухудшается с каждым годом. Нужно лечиться, а позволить себе уйти на больничный мужчина не может. На лечение не хватает денег, нет возможности оставить семью без дохода даже на короткое время.
Вот если бы была нормальная машина, вздыхает Алиби Кожин… Это его многолетняя мечта. Обращался за помощью в районный акимат. Там, конечно, хвалят, говорят, что молодец и делает нужное дело, но помочь ничем не могут. Уже три акима сменились на памяти Алиби, и от каждого он слышал подобный ответ.
Кредит инвалиду не дают: он и так ежемесячно платит более 80 тысяч тенге, да и жена в банк относит немногим меньше. Деньги брали несколько лет назад на приобретение жилья.
Алиби Кожин прошел обучение по программе «Бастау бизнес», получил 240 тысяч тенге, приобрел на эти деньги новое оборудование. Машина нужнее, но по госпрограмме на оборудование деньги потратить можно было, а вот на автотранспорт – нет.
Сейчас мужчина ищет спонсора, пытается принять участие в программе льготного кредитования малого бизнеса. Он не просит денег безвозмездно, готов рассчитаться за займ, но пока никто из меценатов ему на помощь не пришел.
А пока Алиби нанимает автомобиль, чтобы добраться до клиентов – минус две тысячи тенге в день ради поездок на наемном транспорте. Такой расход и так съедает большую часть прибыли, а ведь еще надо с банками рассчитаться, семью прокормить. Да и врачи настаивают: надо лечиться.
Вот такая жизнь. Алиби Кожин считается предпринимателем, даже участвует в государственных программах как бизнесмен. На деле – и в благополучные годы бизнес приносил удовлетворение, но не был очень-то прибыльным, а сейчас – и подавно, с каждым днем все сложнее рассчитывать будущее. Есть надежда на то, что дети смогут стать более успешными, найти свое призвание в жизни, которое при этом еще и смогло бы им обеспечить собственное будущее, да и родителям помочь.
Но увеличивать цену на свои услуги, брать с клиентов побольше денег – тоже не вариант. В клиентах-то в основном пожилые люди, пенсионеры, которые тоже считают каждую тиынку. Алиби это понимает, и надеется на лучшее. Которое обязательно когда-нибудь наступит.
Автор: Валерия Полторанина, г. Алтай