FACTUM продолжает серию репортажей о людях Восточного Казахстана. Мы показываем вам людей, труд, служба и даже образ жизни которых очень важен для нашего региона. Сегодня мы расскажем о служении и жизни епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия.
Город, возникший как крепость в устье каменных гор довольно сложно представить без солдат и храма. Пока служивые возводили крепостной вал и стены, священник иеромонах Георгий (служивший здесь с 1720 по 1749 год) уже совершал богослужения в походной церкви. С того момента и по сей день, исключая пару десятилетий XX века, когда советская власть устроила гонения на священнослужителей и верующих (к примеру, в ночь на 29 декабря 1919 года был казнен протоиерей Александр Дагаев, настоятель Усть-Каменогорского Покровского собора), церковь участвовала и участвует в нравственном воспитании граждан. Как нам рассказал епископ Амфилохий, священник – это не столько работа, сколько призвание, так как вся жизнь верующего человека так или иначе связана со служением.
Сам он начал с того, что в возрасте 22 лет стал нести послушание алтарника и чтеца в Свято-Троицком храме города Текели. И это был осознанный выбор.
«Священник – это не только богослужения, не только пребывание в храме, но и жизнь, наполненная интересными моментами, встречами с интересными людьми; жизнь, дающая возможность стремиться к нашему Примеру – Господу Иисусу Христу. Каждый Божий день, который мы начинаем с молитвы, даётся Богом для чего-то основательного, светлого, устремленного в вечность, и его необходимо заполнить не только бытием, каждодневной суетой, но и добром, добрыми делами. Работать Богу и служить ему – понятия равнозначные. Многие из обывателей определяют уровень занятости священника только его богослужениями, но это не так. У многих священников есть семьи, дети, которым мы посвящаем время. Шаблон, который иногда примеряют на церковь или священников не соответствует действительности, но это происходит от того, что у людей нет чёткого понимания того, чем занимается человек в сане. Для меня моё ежедневное пребывание здесь и есть моё служение Богу. Я не могу утром быть священником, а вечером мирянином. Я 24 часа в сутки священник», – рассказывает епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский.
Несмотря на консервативность православной церкви, священнослужители активно осваивают Интернет. Во всемирной паутине существует довольно много православных церковных сайтов. Это не только электронные библиотеки религиозной литературы, церковные новости и сайты местных приходов, но и видеозаписи богослужений, и разъяснения на различные темы, касающиеся проблем духовной жизни. Не так давно служители церкви появились и в социальных сетях. Епископ Амфилохий создал аккаунты в Facebook и Instagram, в которых рассуждает о служении, интересных моментах своей жизни и отвечает на вопросы подписчиков.
«Общение с людьми бывает разное. К сожалению, часто задают довольно невежественные вопросы, хотя информацию по ним можно найти в любом поисковике. Это, конечно не по вине людей, а по вине тех прошедших лет, когда церковь была гонима, а слово Божие не достигало умов. Поэтому мы и несем проповеди не только в церковной ограде, но и в социальных сетях. Хотя, что говорить об Интернете, когда, увидев служителя церкви в миру, на улице, люди не могут поверить своим глазам, многие провожают взглядом, пока он не скроется из виду или идут следом, как будто это диковинка какая-то. Хотя священник, это такой же человек, он так же ходит по улицам города, ездит в общественном транспорте. Не всегда в церковной одежде, иногда и в мирской. Но, приступая к любой работе, мы обязаны сохранять в себе чистоту помыслов и образ благообразный, мы должны быть примером, достойным подражания. Это касается и общения в соцсетях», – говорит епископ Амфилохий.
Свободное от богослужений время епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский посвящает управлению епархией, подготовке церковных документов, участию в различных встречах и мероприятиях, на которых присутствие церкви необходимо. Представителей епархии можно часто увидеть также на заседаниях и круглых столах в областном акимате. В епархиальном управлении принимают и гостей города, показывают им Свято-Троицкой храм (к примеру, не так давно сюда приезжал голливудский актёр Кэри Хироюки Тагава, сыгравший в фильме «Иерей-сан» роль священника и в крещении носящий имя Пантелеймон). Но и для работы над собой остаётся время. Епископ Амфилохий смотрит исторические фильмы, читает художественную и историческую литературу, собирает и исследует различные исторические документы и артефакты.
«Вот это джунгарский буддистский монастырь Аблайкит в Алтайских горах, карта его окрестностей и план монастыря. Страница из атласа, ранее не публиковалась, выполнено на голландской бумаге, с водяными знаками, 1750 год. А это гравюра побережья Иртыша, недалеко от крепости Семипалатинской, тоже очень старая. Много таких вещей об истории нашего края удалось собрать и многие из них будут представлены в церковном музее, который мы планируем открыть через пару месяцев», – показывает нам часть своей коллекции епископ Амфилохий.
Планы крепостей и редутов Иртышской линии 1728-1781 годов, среди которых есть и план Усть-Каменогорской крепости, изготовленный в последней четверти XVIII века. Одно из последних пополнений коллекции – голландское издание 1707 года о путешествии Федора Байкова в Китай. Как известно, Байков был свидетелем начала строительства монастыря-крепости Аблайкит, о чем и рассказывает в своей книге, изданной на нидерландском диалекте французского языка.
«Толчком для поездки Байкова в Поднебесную послужил приезд монгольского посла Кушучинея в Москву летом 1652 года, которого сопровождали бухарцы Сеиткула Аблин и Ежбаба Сеитов, а также казак Пётр Малинин. Правительство заинтересовалось рассказами посланника и перспективах торговли и привезенными им подарками, среди которых был жёлтый китайский атлас. Вообще в то время в этих местах было и много экспедиций, направленных западными державами, они изучали местность и делали зарисовки и отчёты до появления тут крепостей», – поведал епископ.
Бережное отношение к истории, по мнению епископа Амфилохия, является требованием времени. Поэтому он и старается сохранить те крупицы, что остались после революции. По мнению епископа, регулярное чтение книг способствует расширению кругозора и стремлению к объективному пониманию происходящих исторических процессов, а это сегодня дорогого стоит.
«Я хотел бы пожелать людям больше читать. Особенно молодёжи. Нынешнее поколение совершенно разучилось читать, не умеют этого делать и не знают, как это делать. Не любят книги. А ведь в книгах содержится мудрость веков и народов. Порой книги у молодых людей мы в руках не видим, а всё чаще замечаем различные гаджеты. Согласен, на планшетах и смартфонах тоже можно читать, но взять книгу в руки и читать её, наслаждаясь перелистыванием страниц и вдыханием книжного аромата, ощущая в руке приятную тяжесть, это совсем другое. Само ощущение от прочитанного совершенно другое».
Прощаясь, епископ Амфилохий рассказал о том, как побороть в себе желание осуждать окружающих. Евангелие от Матфея гласит: – «Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами…..»