04:08 | 24 ноября 2024 | Воскресенье

Глава 4. Под грифом “совершенно секретно” – от тория к урану, бериллию и танталу

Ранее: [icon name=”arrow-left” class=”” unprefixed_class=””] Глава 3. Как создавался завод по производству тория, ставший в итоге Ульбинским металлургическим

Завод 2А в Усть-Каменогорске, первоначально рассчитанный на производство металлического тория, выпустил свою первую продукцию 29 октября 1949 года – 55 килограммов оксалата тория: соль щавелевой кислоты. Именно это день официально признан Днем рождения завода.

Торий и его соли оставались единственной продукцией завода в течение двух лет. Но уже в 1951 году началось производство и плавиковой кислоты (она применяется для получения фторида тория и фторида урана). А спустя год было принято решение перепрофилировать производство на выпуск танталовой, урановой и бериллиевой продукции. Торий перестал быть важным элементом развития ядерной программы.

Уже в марте 1952 года на участке переработки тория было организовано опытное производство закиси-окиси урана. 13 марта 1952 года совершенно секретным постановлением Совета министров СССР было решено рассмотреть спецкомитетом «возможности приспособления для производства металлического олова завода 2А». «Оловом» даже в секретных документах между ведомствами называли уран – довольно примитивная уловка, потому что в таких документах рядом вполне могли стоять слова гексафторид или закись-окись, что вообще-то исключало олово из списка вероятных соединений.

Началом же бериллиевого направления завода можно считать справку Авраамия Завенягина о ложных объектах, написанную 25 марта 1951 года. В ней указывалось, что на Иртыше в Усть-Каменогорске планируется построить макет атомного завода по производству плутония, в то время как действительной целью является предприятие по переработке бериллиевых руд мощностью 25 тонн в год. В справке дополнительно указано, что бериллий вскоре потребуется для «котлов высокой мощности» как замедлитель нейтронов. Комбинат 820 в недалеком будущем войдет в состав Усть-Каменогорского химико-металлургического завода, положив начало совершенно уникальному производству, которое до сих пор является одним из самых значительных в мире по применяемым технологиям.

4 ноября 1953 года Усть-Каменогорский химико-металлургический завод был передан в ведение созданного Министерства среднего машиностроения – Минсредмаша, которое и было до распада Советского Союза тем самым куратором всей атомной отрасли страны.

 

Завод оставался секретным – «почтовым ящиком» – и о влиянии этого на жизнь города мы еще расскажем в следующих главах. Целевой задачей завода было производство компонентов для советской военной ядерной программы и лишь потом – топлива для атомных станций. В сотне километрах от Усть-Каменогорска, на Семипалатинском ядерном полигоне, испытывались ядерные заряды, а сам завод был одним из «винтиков» в системе, которая обеспечивала ядерную мощь СССР.

НЕ ТОЛЬКО ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ, НО И ДВИГАТЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Впрочем, области применения урана хоть и крайне важны, но очень ограничены: ядерная энергетика и оружие. А вот бериллий и тантал, два других производственных направления завода – это уже бесконечные возможности технологического прогресса.

 

Бериллий тоже используется в ядерной энергетике, как замедлитель нейтронов. И в ядерном оружии тоже. Но еще – как конструкционный материал, в металлургии – легирующие добавки в сплавах, аэрокосмической сфере, в авиации, в медицине, в электронике… Он очень дорогой, его летучие соединения крайне токсичны, но адекватной замены ему пока нет. В ядерных реакторах – тем более, потому что лишь бериллий способен внутри ядерного реактора не превратиться в пар, как аналогичные ему по способности замедлять быстрые нейтроны графит и дейтерий. Раньше бериллий использовался и при производстве ТВЭЛов – тепловыделяющих сборок уранового топлива для реакторов – именно стенки из оксида бериллия и защищали уран от коррозии, но потом трубки ТВЭЛов стали делать из циркония.

 

Тантал, как и его постоянный спутник в месторождениях ниобий, – их производство тоже связано с ядерной энергетикой, потому что эти металлы успешно противостоят перегретой среде, не растворяются в кислотах. А а в соединении с бериллием тантал – самый привлекательный материал для аэрокосмических конструкций. Его применение гораздо шире, чем у бериллия – в первую очередь благодаря твердости, пластичности, коррозионной стойкости и жаропрочности.

Как видим, вся основная продукция Ульбинского металлургического завода так или иначе связана с ядерной энергетикой. И не удивительно, что и сейчас основная продукция завода – это урановые таблетки. Затем эти таблетки собираются в ТВЭЛы – трубки, наполненные урановыми таблетками, и эти ТВЭЛы компонуются в тепловыделяющие сборки, готовые к загрузке в реактор. До последнего времени казахстанские урановые таблетки поставлялись в Россию для дальнейшей сборки в ТВЭЛы, но уже к концу этого года на заводе намерены запустить собственное производство тепловыделяющих сборок, в сотрудничестве с китайской CGNPC по технологии французской компании«АРЕВА».

При этом, предвосхищая вопросы участия завода в Атомном проекте, никогда Ульбинский металлургический не был непосредственно связан с созданием оружия.

Технология обогащения урана – и та имела целью именно топливо для энергетических реакторов. Оружейный уран (с содержанием изотопа 235U более 20%) на УМЗ никогда не производился, хотя технология его производства известна, доступна и она принципиально схожа с технологией обогащения урана до топливного насыщения.

Однако с оружейным ураном на Ульбинском металургическом работать тоже умеют – свидетельством этому недавние новости о запуске программы по разбавлению оружейного урана до низкообогащенного.

Обычная же насыщенность урана изотопом-235 – 3-5%, низкообогащенный уран, именно с таким топливом работают большинство ядерных реакторов в мире.

 

К 70-м годам прошлого века Ульбинский металлургический завод стал технологически на голову выше аналогичных мировых производств. Правда, об этом никто за пределами СССР и некоторых стран СЭВ не знал. До конца восьмидесятых совершенствовались технологии, разрабатывались и реализовывались новые схемы производства более чистой, более эффективной продукции. Налаживался выпуск уникальных бериллийсодержащих, танталниобиевых материалов, чистых металлов.

А потом началась Перестройка, сокращение военных программ, конверсия, следом – экономический кризис, авария на Чернобыльской АЭС (из-за которой была прекращена реализация строительства новых проектах, в которых были задействованы реакторы РБМК). В списке потерь – и аварийная ситуация на бериллиевом производстве в сентябре 1990 года, которая стала причиной консервации этого производства на несколько лет. Затем Советский Союз перестал существовать, и началось становление новых независимых государств, которые до того времени уже 70 лет жили в едином пространстве.

Далее: [icon name=”arrow-right” class=”” unprefixed_class=””] Глава 5. Новая реальность – как жить, когда мир перестал быть привычным и понятным

Все материалы: ПРОЕКТ | УМЗ

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ