16:51 | 20 апреля 2024 | Суббота

53 миллиарда 442 миллиона тенге потратили в Казахстане на госзаказ в СМИ

И это только из республиканского бюджета. Ресурс informburo.kz опубликовал материал о международной научно-практической конференции «Перспективы и задачи совершенствования информационного законодательства РК», в котором цитируется аналитический обзор юриста “Интерньюс Казахстан” Ольги Диденко.

По её данным в прошлом году бюджетное финансирование медиа превысило СМИ доходы от рекламы.

– Сразу скажу, что эта тема очень чувствительная для нашего министерства, но очень нужная для медиарынка, – предупредила Ольга Диденко, начиная презентацию. – Тут кто во что верит. Я верю, что нужно сокращать государственное участие на рынке. И делать нужно это как можно скорее, иначе у нас не будет никакого движения вперёд, и мы потеряем даже тот наш небольшой медиарынок, который имеем сейчас. Если его можно назвать медиарынком…В 2018 году бюджетное финансирование медиа превысило доходы от рекламы. Это катастрофа вообще для Казахстана и для медиарынка в том числе. Но это дважды катастрофа, поскольку что мы видим? 53 миллиарда 442 миллиона тенге – это государственное финансирование, это задание для медиа со стопроцентным государственным участием, в том числе для этих 14 каналов. Согласна, что в этих 53 миллиардах есть ещё и частные медиа, которые получают деньги по госзакупкам, хотя их доля незначительна: две трети этой суммы уходит медиа с государственным участием, – приводит её слова informburo.kz.

«А вот объём рекламного рынка – 49 миллиарда 760 миллионов тенге. Исследователи, измерители и рекламные ассоциации давно бьют тревогу: рынок не может развиваться, когда очень много ограничений по рекламе, нет нормальной конкуренции и есть такое доминирование государства – по крайней мере, в телерадиовещании. Я беру эту сферу, потому что, по последнему исследованию, которое опубликовано на сайте министерства, 68,2% нашего населения по-прежнему доверяют телевидению», – говорит Диденко.

«Итак, 14 из 24 национальных каналов – во владении государства. Бюджетное финансирование медиа превышает доходы от рекламы. И в топ-10 телеканалов с самым большим рекламным доходом входят пять с государственным участием. То есть у этих каналов замечательная роль: они и от государства деньги получают, и мешают развиваться частным медиа, забирая у них часть рекламных доходов. Эти три аспекта переворачивают теорию, будто у нас 80% медиа независимые.И как можно при таком явном доминировании государства в самом главном секторе СМИ – телерадиовещании – говорить, что государство на медиарынке регулирует 20% СМИ с государственным участием, но не более? Мы же видим, что это не так. Почему это проблема? Здесь нет ни одного представителя частного телеканала, но когда мы с ними видимся, они не просто переживают – говорят, что уже практически на грани закрытия. Потому что невозможно представить себе, как бороться за телезрителя с государственными каналами, которые получают деньги и из бюджета, и от рекламы. Плюрализм и разнообразие СМИ это не поощряет и не развивает. Вы не попадёте в студию государственного канала, чтобы выразить какую-то альтернативную идею, рассказать про выборы, про санкционированные и несанкционированные акции. Нет. Туда приходят люди с проверенными идеями, согласованными ответами на согласованные вопросы. То есть там нет дискуссии, нет рынка идей. Вот это, мне кажется, очень печальные вещи», – уверена она.

По мнению юриста “Интерньюс Казахстан” нужна децентрализация медиарынка: СМИ лучше развиваются в условиях здоровой экономической конкуренции.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ