21:34 | 19 апреля 2024 | Пятница

Кто способен проверить действия проверяющего на законность? А кто сможет его наказать?

Удивительная ситуация приключилась в районе Алтай, Восточно-Казахстанской области. В то время, когда действующий президент страны раз за разом обрушивается с критикой на процесс осуществления государственных закупок и призывает нивелировать различные «инструменты», из-за которых эти электронные торги становятся «кормушкой» для некоторых чиновников, на востоке страны происходят вещи, прямо противоположные поручениям главы государства.

Весной нынешнего года индивидуальный предприниматель Сергей Смирнов принял участие в конкурсах на организацию школьного питания. Ничего нового для его фирмы в этом не было. ИП «Комбинат школьного питания» участвует в подобных конкурсах с 1998 года. За плечами 20 лет работы на рынке и налаженный до автоматизма процесс участия в подобных процедурах и выполнения обязательств. Сегодня в районе Алтай 22 общеобразовательных учреждения имеют контракты со Смирновым. Но в этом году случилось то, чего индивидуальный предприниматель не ожидал.

«В этом году мы  участвовали в конкурсе ещё по трём школам. Первомайская средняя школа, которая находится в посёлке Прибрежное, школа № 1 и школа № 2 в посёлке Новая Бухтарма. По одной школе мы выиграли конкурс и стали спокойно работать, а по двум школам нас отклонили по необоснованным, на наш взгляд, причинам. Какую-то подпись не увидели. Это решалось быстро, если бы нас вовремя спросили, но тем не менее. Было сделано так, как сделано. Мы подали жалобу в Восточно-Казахстанский областной аудит на неправомерные действия организаторов конкурса. Очень долго ждали аудитора. А в это время наш конкурент подал на аудит на ту школу, конкурс в которой мы выиграли. Наконец аудиторы приехали, проверили. И оказалось, что они после проверки дали школам данные и предписания подать на нас в суд за то, что мы якобы предоставили недостоверные сведения. Это было неожиданно. Мы давно работаем и заранее проверяем всю поданную документацию по нескольку раз. Мы начали разбираться. Оказалось, что аудит во всех трёх конкурсах мотивом предоставления недостоверных сведений указал то, что у нас имелась налоговая задолженность на день вскрытия заявок. Но самое интересное, что Закон в этом случае всё чётко расставляет по своим местам, и странно, что аудиторы этого не знали», – рассказал директор ИП «Комбинат школьного питания» Сергей Смирнов.

Действительно, в открытом доступе находится приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 598., пункт 91.3. Он регламентирует эту ситуацию и говорится в нём следующее: «Сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, полученные не ранее одного месяца, предшествующего дате вскрытия конвертов с конкурсными заявками». Больше ничего нет.

«Мы брали справку заранее, и текущая задолженность вполне могла образоваться. Поэтому всё так точно прописано. На наш вопрос налоговый комитет пояснил, что это не считается задолженностью, как таковой. И самое интересное, что в налоговой нам официально подтвердили, что к ним никто официально не обращался за информацией по состоянию нашего лицевого счёта. Сразу вопрос – откуда аудитор взял данные, если не получал их законным путём?» – возмущается  бизнесмен.

После этой коллизии предприниматель обратился с жалобой на действия сотрудника в департамент внутреннего государственного аудита по Восточно-Казахстанской области, однако вразумительных результатов это не дало. А тем временем школы подали на него в суд о признании ИП «Комбинат школьного питания» недобросовестным поставщиком, на основании предписания аудита.

Разбирательства проходили по всем конкурсам, и везде Смирнов выиграл. Суд встал на его сторону, ссылаясь на применяемые повсеместно нормы. А вот неправомерное использование конфиденциальных данных было проигнорировано.

«Естественно все суды мы выиграли, но у меня остались вопросы к аудиторам. Получается, что кто-то может без официальных запросов в соответствующие органы получить конфиденциальную информацию или мои личные данные? Но это форменное безобразие и беззаконие. И неэтично с их стороны как со стороны госслужащих, в конце концов. Поэтому, когда мы выиграли суды, мы посчитали, что нужно как-то привлечь к ответственности аудиторов, которые так поступили. И натолкнулись на то, что наказать-то их никто не может, или не хочет. Мы хотим добиться справедливости, чтобы аудитор, который хотел воспрепятствовать нашей деятельности по одному ему известным мотивам был наказан. А то получается, что таким образом он может против кого угодно по этой схеме действовать, если поймёт, что легко уходит от ответственности. И меня очень удивляет, что государственные органы не хотят привлечь виновных к ответственности.  Всё это шито белыми нитками. Меня удивляет, как так можно нагло и беспринципно действовать тем, кто должен наблюдать за соблюдением законности в сфере государственных закупок. Хотелось бы, чтобы всё-таки люди думали, когда делают и ощущали последствия за свои действия. Президент Токаев четко сказал, что от чиновников, мешающих бизнесу надо избавляться. Я его слова поддерживаю», – говорит бизнесмен.

Вообще, нужно признать, что государственный аудит по проводимым конкурсам выявил много нарушений со стороны организаторов, которые затем были устранены. Но вопросы о правомерности разглашения конфиденциальной информации, собственной трактовки Закона и изложения на основе этого выводов, озвученные предпринимателем, так и остались без ответа.  Поэтому он направил официальные письма в департамент агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по ВКО и министерство финансов страны. В них бизнесмен просит привлечь к ответственности специалиста, проводившего аудит, а также руководителя, подписавшего аудиторское заключение, указывая на то, что оно носит коррупционный уклон. По мнению директора ИП «Комбинат школьного питания» государственный аудит не имеет право быть ни коррумпированным, ни неграмотным. Однако никакой реакции на письма Сергея Смирнова до сих пор нет. Ответы на письма есть, они больше похожи на отписки. А именно реакции на действия сотрудников аудита – нет. Особенно удивляет отсутствие интереса со стороны агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по региону. Выходит, что некоторым госслужащим можно не только ошибаться, но и распространять конфиденциальную информацию, получать личные данные в обход законных путей?

А между тем, три вопроса, поставленные предпринимателем актуальны до сих пор:

  1. На основании какого документа государственный аудитор решил, что на 25.02. 2016 года у ИП «Комбинат школьного питания» имеется задолженность, так как справка, данная управлением госдоходов по району Алтай наличие такой задолженности отрицает?
  2. На основании какого Закона, Правил, сотрудник сделал заключение о требовании отсутствия задолженности на день вскрытия заявки?
  3. И каким образом у аудитора оказались конфиденциальные сведения о состоянии лицевого счета ИП «Комбинат школьного питания», так как в другой справке, данной управлением госдоходов по району Алтай, отрицается наличие официальных запросов по этому вопросу со стороны каких-либо органов, в том числе и аудита?

К слову, в своём новом обращении к народу Казахстана, озвученном накануне Касым-Жомарт Токаев в очередной раз обратил внимание на государственные закупки. Его слова процитировали практически все СМИ страны:

– Пора закрыть эту «кормушку» для чиновников и разного рода «прилипал», – сказал Токаев.

 

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ