Вадим Куликов личность в Усть-Каменогорске известная и можно сказать – легендарная. Он был одним из первых игроков усть-каменогорской ледовой дружины и играл в «Торпедо» в те времена, когда из никому неизвестной команды, клуб пробился в класс «А» второй группы советского хоккея. В то время он числился аппаратчиком в 6 цехе 10 почтового ящика (УМЗ). Отношение к хоккею и тем людям, которые им занимались кардинально отличалось от нынешнего. Даже на тренировку команды тогда приходило больше полутора тысяч человек, а матчи собирали и 8 тысяч зрителей. Сегодня он методист детско-юношеской школы «Торпедо». Мы поговорили с ним об изменениях в структуре детско-юношеского хоккея города, почему они произошли и как повлияют на будущее «Торпедо».
Вадим Куликов считает, что все беды детского, юношеского и взрослого хоккея в Усть-Каменогорске от недофинансирования. Средств катастрофически не хватает.
«Профессиональный хоккей – это очень дорого. Но это не должно быть головной болью тренеров или администрации клуба, для этого есть власти и спонсоры. Это уже их забота, где достать денег. Это моё мнение. За те годы, что клуб существовал в независимом Казахстане до сих пор туалетов тёплых не построили на базе на Сибинах. Дети хоккеисты в кусты на сборах в туалет бегают. Что тут говорить о каких-то структурных изменениях. Когда мы начинали играть в 60-х годах прошлого века, в том же Магнитогорске, в той же Уфе, да в бывшем Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге условия были гораздо хуже, чем у нас, а теперь посмотрите, какая там организация хоккея.
Нужны огромные вливания. Усть-Каменогорск уже давно отстал от ведущих хоккейных городов в инфраструктуре: нам не хватает спортивного зала на территории Дворца спорта для «сухих тренировок», а именно речь идет об игровых занятиях, как баскетбол, ручной мяч, которые развивают игровое мышление у детей. Два модуля построены без учета спортивных залов, которые должны быть на их территории в едином комплексе, где хоккеисты могли бы заниматься общефизической подготовкой. Многое в развитии детского хоккея зависит не только от тренеров, но и от условий, создаваемых для спортсменов, а именно инфраструктуры: льда, раздевалок, зала, восстановительного центра. Поэтому за последние семь-восемь лет более 40 перспективных детей и юношей, многие детские тренеры уехали в школу «Барыса» и ХК «Астана», где созданы лучшие условия: новая арена, в котором современный интернат, просторные раздевалки, тренажерные залы, бассейн, ледовые площадки. В плане инфраструктуры Усть-Каменогорск остался в ХХ веке, в то время как другие города давно ушли вперед. Что тут говорить, если даже холодильные установки во Дворце спорта устарели еще шесть лет назад. Из девяти компрессоров работает лишь пять, что не позволяет запустить малое поле, в любой момент холодильные установки могут выйти из строя, и тогда мы останемся без льда. Я не думаю, что бюджет потянет, но вот спонсоры со стороны могли бы. В городе очень много богатых людей, которые говорят, что любят хоккей. Но не видно помощи от них. Только критика. Но позвольте, почему вы решили, что вправе критиковать, если не хотите принимать участия в жизни клуба? С миру по нитке – голому рубаха, как говорится. Такое впечатление, что у нас перестали любить хоккей, а полюбили его критиковать. Да, есть бреши, но давайте все вместе решать проблемы, если вы действительно любите этот вид спорта и хотите, чтобы в Усть-Каменогорске он был жив. Иначе клуб рано или поздно загнётся», – говорит методист.
Что касается реформы детско-юношеского хоккея и вхождения школы под эгиду профессионального хоккейного клуба, то ветеран уверен, что это было неизбежно.
«Раньше хоккейные школы в Усть-Каменогорске, а их было две, относились к управлению спорта. К клубу они не имели никакого отношения. Родители, впрочем, жаловались, что там были постоянные поборы. На амуницию, на выезды, постоянно сдавали деньги. Но тем не менее, была выстроена система бонусов для тренеров, которая заставляла их быть в тонусе и искать лучших среди маленьких хоккеистов и вообще ходить набор искать. Потом эту систему сломали. Сделали одну школу, тренеров посадили на голый оклад. Никаких бонусов. Зачем – не знаю. В школе даже не было инвентаря для занятий. Они стали работать и тренировать спустя рукава и в открытую говорили, что работают так же, как им платят, какое снабжение – такое и скольжение. Начался упадок детско-юношеского хоккея в Усть-Каменогорске. Он длился несколько лет. И всё это время родители продолжали оплачивать выезды, амуницию и многое другое. И никто особо не возмущался. В прошлом году решили всё изменить. Я считаю правильно, что детскую школу отдали клубу. Неправильно только то, что финансирования для неё дополнительного не выделили. Теперь всю финансовую нагрузку практически всех возрастов, которые выступают на соревнованиях взял на себя клуб. Родители перестали вообще нести затраты. С одной лишь оговоркой, пока новенькие только становятся на лёд, только учатся кататься и держать в руках клюшку, не играют на соревнованиях – нужно платить в месяц 10 тысяч тенге. И это многим пришлось не по нраву. Ну что такое 300 тенге в день? Я хочу спросить у людей – вы знаете сколько стоит отдать ребёнка в хоккей в других городах Казахстана и бывшего СССР? Да многие люди не только за тренировки – они даже за лёд платят. Совершенно нормально у жителей Усть-Каменогорска воспринимается оплата за фигурное катание, карате, за репетиторство. А за обучение азам катания на льду в хоккее почему-то нет. Это очень странно, согласитесь. У нас такого нет и вряд ли будет. Всё за счёт клуба. Напомню, что его задача по идее – основную команду содержать и обеспечивать и вторую и молодёжку. Но «Торпедо» пошло на то, чтобы взять расходы на себя, но со временем выстроить чёткую вертикаль возрастов и сменяемость поколений устькаменогорцев, играющих в родных стенах в хоккей. Вы посчитайте, сколько сейчас в основном составе играет ребят из Усть-Каменогорска и задумайтесь – почему? Самое интересное, что при передаче школы клубу недодали на баланс часть финансирования», – рассказал Вадим Куликов.
По информации методиста, сейчас для тренеров команд по возрастам созданы меры финансового стимулирования, которые должны вернуть интерес к тренерству.
«Сейчас мы для тренеров сделали такую схему, для их стимулирования, которая работает. В чемпионате Казахстана 4 тура. Если в первом туре команда любого возраста занимает 1 место, то до второго тура весь тренерский состав получает зарплату на 75 процентов больше, занял 2, на 50 процентов больше, занял третье – на 25 процентов больше. Есть стимул занимать призовые места, к чему-то стремиться теперь. Ещё клуб платит стипендию тем ребятам, что играют в Молодежной лиге Казахстана «Жастар» и ЮХЛ РФ. Раньше не было такого никогда. Это очень большое для них подспорье», – говорит он.
Клуб уже приобрел 51 комплект детской формы для набора детей, 400 клюшек с логотипом «Торпедо» Усть-Каменогорск для команд хоккейной школы и теперь юные «торпедовцы» выступают в казахстанских и российских соревнованиях с брендированными клюшками родного клуба. Очень радует то, что сейчас в «Торпедо» подрастает новая плеяда талантливых местных вратарей, которые сейчас успешно выступают за «Алтай» и «Алтай Торпедо»: Владислав Нурек, Андрей Шутов, на подходе к МХЛ Антон Осокин 2003 г.р.
Что касается развития хоккея в целом, то здесь, по мнению Куликова не последнюю роль играет отношение воспитанников клуба и властей к хоккейной команде.
«Меня поражает отношение воспитанников «Торпедо», которые добились славы и почёта в этой жизни, где наши звёзды? Никто из блиставших и блистающих в НХЛ или КХЛ игроков не пришёл сюда и не провёл хотя бы мастер-класс, не презентовал пару шайб или клюшек детско-юношеской школе. Никто не приходит встретиться с юными хоккеистами, с командой. А ведь они многому тут научились, клуб многое им дал. Я считаю, что это неправильно. Посмотрите, как поступают звёзды российские и североамериканские, как они себя ведут. Единственный, кто проявил себя, как настоящий патриот своего клуба, это Виталий Колесник, он подарил школе 20 комплектов вратарской формы. Просто так, потому что он помнит свои корни, – резюмировал Вадим Куликов.