Иностранных туристов в Казахстане отпугивают придорожные туалеты. И это не предположение, а вполне себе свершившийся факт. О том, что именно отхожие места портят всё впечатление от красивейшей природы, забрав пальму первенства у дорог отметили даже нанятые министерством информации и общественного развития РК блогеры, которые недавно путешествовали по стране в ходе проекта, реализуемого в рамках года молодёжи.
Общественный туалет в Норвегии. Признан самым красивым в мире
Восточный Казахстан, к сожалению, здесь не исключение. Власти принимают множество документов, касающихся развития туризма, строят громадные планы по увеличению пассажиропотока, вливают миллиарды тенге в реконструкцию дорог и инфраструктуры, но всё это разбивается об элементарное отсутствие удобств. Спросите себя, когда вы последний раз встречали нормальный туалет по пути из одного населённого пункта в другой? Пресловутые дырки в полу, сражающий наповал за несколько метров запах и прочие атрибуты нашей глубинки шокируют уже даже местных жителей. И если раньше над этой проблемой только посмеивались, мол, не баре, в кустики сходят, то теперь она выходит на первый план. Её озвучивают даже на заседаниях правительства страны и принимают программы, как бы смешно это не звучало: «По строительству комфортабельных туалетов». О том, стоил ли ожидать появления современных санузлов на территории ВКО мы поинтересовались в туристской ассоциации региона. Кому, как им быть заинтересованным в создании комфорта для передвижения по области.
Многие из наших туалетов тоже могут претендовать на звание “самого”- например, самого ужасного. Как, например вот этот – на трассе “Усть-Каменогорск – Семей”
“Придорожный сервис и туалеты – действительно большая проблема. Если развивать туризм, то нужно что-то менять в подходах к обустройству туалетов на трассах, около кафе, гостиниц и АЗС. Эти дырки в полу шокируют даже наших граждан, что уж говорить об иностранцах. От них тоже остаётся впечатление у путешественников, и оно неблагоприятное. К сожалению, малому бизнесу вдоль дорог не под силу взять на себя бремя строительства современных, отапливаемых и комфортных туалетов и ухода за ними. По нашим подсчётам возведение одного модульного отапливаемого туалета может обойтись в 2 с половиной миллиона тенге. Это без учета затрат на содержания. Маленькое кафе или одинокая АЗС не потянут это финансовое бремя. Но, это могут сделать крупные сети АЗС. Но, часто мы видим закрытые туалеты либо ужасное санитарное состояние. Не важно насколько современен туалет, если за ним ухаживают раз в день. Можно применить административный ресурс и карать частников, но это не выход, они просто закроются и тогда не будет не только туалетов, но и кафе на дорогах. Нужен комплексный подход к проблеме, но его пока не наблюдается. Казавтожол планирует устанавливать комфортабельные модульные туалеты на оживлённых трассах с большим пассажиропотоком. Они даже готовы покрывать расходы предпринимателя по содержанию сотрудника для ухода за данным туалетом. По моим данным в этом году в области будет установлен только один такой комплекс по пути на Алаколь. Многие туристские дестинации у нас не имеют большой пассажиропоток, по сравнению с другими. Но это не значит, что они должны стоять ниже по приоритету. Но есть и сдвиги. Например, общественный фонд в Катон-Карагайском районе за средства спонсора поможет предпринимателям закупить строительные материалы и оборудование для строительства четырёх современных туалетов, это будет примером для остальных”, – рассказал FACTUM директор ОЮЛ «Туристская Ассоциация ВКО» Серик Жунусов.
Ситуация не радует. Что касается идеи «Казавтожола», то в компании озвучивали программу по установке 304 санитарно-гигиенических узлов в ближайшие три года на территории страны. На автодорогах республиканского значения проектами предусмотрена установка 109 современных туалетов. Из них на территории ВКО только на трассах Усть-Каменогорск – Рахмановские ключи (Бухтарма) и Талдыкорган – Усть-Каменогорск.
К слову, известный казахстанский предприниматель Маргулан Сейсенбай, постоянно поднимающий вопрос по этой теме, уверен, что ничего хорошего из затеи Казавтожола в итоге не получится, если государство не предусмотрит финансирование придорожной инфраструктуры.
«Главная проблема туалетов не в красоте, не в стоимости, а в ремонте, обслуживании и поддержании чистоты. Если не будет качественного обслуживания, то не важно насколько красив туалет, неважно сколько он стоит, это будет выбрасывание денег на ветер.
Мы Мухтаром Тайжаном с прошлого года много раз ходили по высоким кабинетам объясняя важность и нужность решения этой проблемы. Мухтар принимал активное участие в разработке Государственной программы развития туризма и во многом благодаря ему туда была включена фраза о строительстве 2000 туалетов на всех туристических объектах… К сожалению, читая новость от Казжола, я вижу, что их планы абсолютно нежизнеспособны. Я не верю в сказки про частного инвестора. Никто не будет строить туалеты просто так, надеясь окупить только за счёт точки общепита. Это можно делать только в самых оживленных местах. А как быть зимой? И насколько это гигиенически правильно? Я считаю, что туалеты должны быть частью инфраструктуры дорог. Государство же строит дороги, ставит столбы для освещения этих дорог. Так почему туалеты не рассматриваются как часть инфраструктуры? Если государство не будет платить за сервис по оказанию туалетных услуг, частники туда не пойдут», – пишет он на своём аккаунте в facebook.
Похоже, что ещё не скоро в стране ситуация с туалетами изменится в лучшую сторону. Дело, конечно не только в отсутствии государственного стимулирования, но и в менталитете. Но в той же Европе тоже хватает людей, бросающих бумагу мимо урны и не смывающих воду, но чистота в санузлах тем не менее никуда не исчезает.