Сегодня об экоситуации в Усть-Каменогорске мы поговорим с инженером-экологом – Романом Честных.
F: Роман, расскажите, каковы по вашему мнению основные аспекты экологической проблематики в городе?
– Проблема состояния атмосферы города должна рассматриваться комплексно, чего сейчас не происходит, есть значительный перекос в оценке происходящего. Есть большая ошибка, которой следуют, к сожалению, и государственные органы – они смотрят на отдельные загрязняющие вещества, газообразные вещества и взвешенные частицы. По отдельным веществам ведется нормирование выбросов, по ним ведется контроль выбросов, по ним ведется мониторинг как силами Казгидромет, так и силами распиаренной на пустом месте локальной службы мониторинга РАИСПЭМ, эксплуатируемой коммерческой организацией, учрежденной акиматом города. Ранее законодательно учитывались отдельные группы суммации веществ, то есть учитывалось усиление их совместного воздействия на здоровье человека, но с 2015 года из законодательства перечень таких суммаций убрали, что как минимум странно, а вообще вызывает определенные подозрения. Но даже этот перечень групп суммаций не точно указывает на происходящее в воздухе. А в воздухе вариант варится суп под названием “смог”. То, что мы видим, как черную шапку над городом в безветренную погоду, это обычный смог, известный и изученный по всему миру. У нас он комбинированного типа, что-то между смогом лондонского типа и лос-анжелесского типа.
F: Как же варится этот «суп»?
– Варится он следующим образом – берутся окислы азота и серы (основные источники – металлургия, ТЭЦ, котельные, печи домов), к ним примешиваются особо мелкие частицы сажи, затем все это густо перемешивается с углеводородами, которые в значительном количестве поступают в атмосферу из-за некачественного топлива и большого количества автотранспорта, часть которого уже не отвечает современным требованиям к эксплуатации с экологической точки зрения. Во всем этом нет ничего «экологически безопасного», даже печки на дровах далеко не мелочь, учитывая органическую составляющую горения, суп варится из множества реагентов, и чем их больше, тем агрессивнее этот смог для здоровья.
F: Насколько мониторинг воздуха делает ситуацию понятнее?
– Говоря о превышениях ПДК по отдельным веществам, никто не говорит о реальной ситуации, это больше скрытое желание говорить просто и без оглядки на необходимость перемен. Открывая, к примеру, тот сайт Центра экологической безопасности, эксплуатирующего РАИСПЭМ, мы можем увидеть концентрации неких “углеводородов” в десятки, а то и сотни мг/м3, без соотнесения их с ПДК, что вроде даже правильно, ведь загрязняющих веществ углеводородов сотни видов, и у каждого есть свои ПДК, у некоторых это всего 1 мг/м3, и тогда мы говорим о “всего-лишь” десятках и сотнях ПДК по этим углеводородам, но у большинства углеводородов ПДК гораздо меньше, вплоть до 0,01 мг/м3, в таком случае мы говорим просто о катастрофических превышениях ПДК в воздухе, до тысяч ПДК. Но об этом никто не говорит, это неудобная правда. Гораздо проще психологически говорить о 2-3 ПДК по диоксиду серы или диоксиду азота.
F: То есть жителям просто не раскрывают реальную ситуацию?
– В 2004 году по заказу Управления природных ресурсов ВКО учеными из г. Обнинск (Россия) было проведено изучение химии атмосферы города Усть-Каменогорска, в ходе которого описан химизм протекающих в атмосферном воздухе города реакций взаимодействия загрязняющих веществ. Уже тогда инструментально определили наличие углеводородов на уровне десятков ПДК на основных автомагистралях и перекрестках города, наибольшие показатели были в районе дворца спорта. На самом деле все это говорит лишь об одном – говоря о состоянии атмосферы на языке государственных органов и их дочерних организаций, мы говорим на языке, далеком от реальной обстановки. И таким образом, мы скрываем сами от себя реальное состояние дел, это мешает нам понять необходимость реальных комплексных мер. Говоря же об ответственности местных исполнительных органов, следует помнить, что именно они обязаны обеспечивать в своей работе экологическую безопасность для жителей города. Должна существовать экологическая политика, которой должны быть привержены все мысли руководителей. Они обязаны учитывать экологическую политику, если она каким-то чудом появится, при расширении города. Когда сейчас основные направления ветра — это юго-восток и северо-запад, то весьма сомнительно выглядит желание застроить многоэтажными домами и торговыми центрами одно из этих направлений, как это сейчас видно на генплане городе в районе КШТ. И не должны больше появляться объекты точечной застройки, под которую все еще выдано очень много земельных участков по всему города.