ЖИЗНЬ

Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар о проблеме очистки города от снега, бюджете и рациональности

Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар о проблеме очистки города от снега, бюджете и рациональности

Копья ломаются в спорах, как должен быть очищен город. У всех свои рецепты, но в одном почти все горожане сходятся – вину за ситуацию люди перекладывают на городскую администрацию и на акима города  Жаксылыка Омара лично. Мол, какой это руководитель, что не может почистить город и проконтролировать работу подрядчика?

Мы видим этот вал негатива, не во всем разделяем его. Потому что знаем и то, что бюджет города не беспределен, он не очень большой, и на все желания его все равно не хватит. А потому решили узнать ответы на претензии горожан непосредственно у акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара.

– Жаксылык Мукашович, второй зимний сезон в должности. В прошлом году повезло с погодой, со снегопадами, и проблем с очисткой города не было. В этом году – проблемы. В чем их причина?

–  Да, в прошлом году вопрос уборки и вывоза снега так остро не стоял. Зима была достаточно морозной. И как раз первая причина в этом и кроется. В этом году зима теплая и снежная. И снега выпало в два раза больше, чем в прошлом году, причем за короткий срок.

Следующая проблема – в части организационной работы. В прошлом году коммунальное предприятие «Өскемен Тәртіп» было реорганизовано путем присоединения к ГКП на праве хозяйственного ведения «Новая Согра».

А реорганизация всегда сказывается на деятельности предприятий. Вот и на этот раз часть вины за недостаточную уборку города лежит на генпорядчике – ГКП на ПХВ «Новая Согра» не смогло своевременно отреагировать на природные изменения. Мы как заказчик повысили требования к коммунальщикам, ввели круглосуточный контроль их работы. Но объективные факторы обладают огромным влиянием. Снега выпало больше расчетного (и спрогнозировать такое количество было невозможно) – это, конечно, сказалось на скорости очистки города от него. При всем желании полностью соответствовать условиям не получится: ресурсы городского бюджета не бесконечны. Да, ответственные руководители коммунальных служб были привлечены к дисциплинарной ответственности, но и свою ответственность за ситуацию я принимаю.

– Где те больше двухсот единиц техники, о которой власти рассказывали два года назад? Вы говорили, что информация была ошибочной. Кто ошибся и в чем именно?

– Несколько дней назад я говорил, что в нашем распоряжении 259 единиц. Но это было понято так, как будто у нас на стоянке стоит вся эта техника, и мы можем в любой момент ее запустить в работу. Это не так. Техника не в прямом нашем распоряжении. Это общая численность парков всех предприятий, которые, так или иначе, могут быть задействованы в уборке. У нас есть 259 единиц, но в одну смену мы можем единовременно вывести не больше сотни. В дни снегопадов вся возможная техника привлекается к уборке. Когда снега мало, коммунальщики справляются своими силами. И, кстати, претензий к уборке города в обычные дни у горожан нет. Они появляются лишь тогда, когда город засыпан снегом, и одновременно убрать всю территорию города становится проблемой, сколько бы сил мы ни прилагали. Так было и два года назад, были те же самые цифры. В бесснежный день выходило 50-60 единиц техники, а во время снежного аврала – около 100. Беда в том, что этой зимой такой аврал длился почти все время, а на это схема работы подрядчика рассчитана не была. Ожидалось, привлечь максимум резервов придется пять-шесть раз за зиму. А здесь требовалось выводить по сто единиц каждый день. И горожане должны понимать: увеличение ресурсов на уборку требует и дополнительного финансирования из бюджета города. Содержать избыточное количество техники – разорительно. Экономичный подход сэкономит городские деньги, но расплатой за это – не всегда быстрое очищение города от снега. Надо удерживать баланс эффективности и экономичности. Те же горожане будут категорически против расходования денег на содержание избыточного парка техники – ради нескольких дней в году, чтобы город почистить на час-два быстрее. И вину за нерациональные траты все равно возложат на городскую власть. Однозначного выхода в этой ситуации не существует: и в том, и в другом случае что-то пострадает – или скорость очистки, или городской бюджет.

– Почему образовываются ледяные бугры и колея на дорогах?

– Причина образования ледяной корки и неровностей на ней всегда одна – резкие перепады температуры. И этой зимой такие перепады случались постоянно. Способ борьбы с этими явлениями – постоянное грейдерование. Оно ведется круглосуточно, на улицах постоянно находятся грейдера.  Ситуация на основных магистралях лучше – там очистка велась всегда без проволочек и дороги вычищены до асфальта. На других участках сейчас периодически срезаются «шишки», накат, колея. Стоит цель вычищать проезжую часть до асфальта – но поверхность асфальта необходимо сохранить, иначе нам весенний ремонт покрытия обойдется в чрезмерно большую сумму. В идеале стоило бы на время очистки после завершения снегопада перекрывать дороги и вычищать их полностью. В реальности мы понимаем, что это невозможно. Снег, особенно утрамбованный, не всегда можно прочистить за один проход. В итоге одновременно с очисткой дорожного полотна на улице продолжается движение транспорта, автомобили уже по предварительно очищенной поверхности утрамбовывают снег, накатывают колею, а за счет неоднородности снегового покрова образуются им бугры на дороге.

– Почему не вывозят снег?

– Вывозят. Днем и ночью. 151 тысяч кубометров вывезено из города с начала ноября. За всю прошлую зиму вывезли 58 тысяч кубометров. В этом году – почти втрое больше, но и снега выпало намного больше, чем в прошлом году, и часть его вывозить просто не успеваем. Но в итоге весь он будет вывезен.

– Почему не чистят переезды – трамвайные пути, въезды во дворы, остановочные комплексы?

– Не соглашусь. Чистят и переезды, и остановочные комплексы – это приоритетные объекты. Возможно, не ежедневно, но постоянно. За всю зиму проблемная ситуация создалась лишь один раз, в середине февраля, когда снег шел почти сутки. Тогда пришлось изменить один трамвайный маршрут для проведения ручной очистки. Но все остальное время трамвайное сообщение работает без проволочек.

По поводу въездов во дворы. Задача подрядчика очистить дорогу и разгрести вал, чтобы он не мешал въезду. А сам проезд должны чистить сами жители (вернее, их КСК). К сожалению, эта работа выполняется далеко не везде. Но работа КСК – вопрос сообщества жильцов, а не городской администрации. Мы не вправе вмешиваться и кого-то заставлять. Можем только помогать – подсказываем, где взять технику, помогаем организовать работу. На сегодняшний день очистка проведена в более, чем половине дворов города. Налажено сбивание сосулек. То есть нет острой и нерешаемой проблемы – работа ведется постоянно.

– Тротуары по-прежнему не чистят так, чтобы по ним можно было без опаски ходить. Сегодня – гололед везде из-за погоды, но если дороги почищены, то на большинстве тротуаров – просто каток, пройти невозможно.

– Штатной численности персонала подрядчика нам не хватает для очистки тротуаров. Дороги чистим тяжелой техникой, которая не способна очистить тротуар. Но мы приняли решение привлекать дополнительные трудовые ресурсы. С середины января центром занятости в филиалы КМС направляются общественные работники. Это безработные, которые изъявляют желание на временную занятость. Они под руководством КМС чистят тротуары и пешеходные дорожки, помогают во дворах и получают за это зарплату.

– Примыкающие к проезжей части стоянки для автомобилей не всегда очищены, часто на них просто грудами копится снег, собранный с дорог.

– Если стоянка не очищена, это произошло по одной из двух причин. Либо при прохождении техники на ней стояли машины (а мы много раз просили горожан, чтобы во время и после снегопада не занимали парковочные карманы, подождав их очистки). Либо эта стоянка была обустроена по инициативе предпринимателя, и отвечать за ее состояние должен именно он.

Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар о проблеме очистки города от снега, бюджете и рациональности

 

– Сейчас ситуация все еще не стабильная. Предлагаем вернуться к разговору спустя неделю – к началу марта, и поговорить о деньгах. Мы заинтересованы в том, чтобы понять, сколько стоят чистые дороги в денежном выражении для бюджета города. Вы готовы подробно и честно осветить этот вопрос?

– С удовольствием. Я тоже крайне заинтересован в том, чтобы обвинения горожан в мой адрес были аргументированы. Я тоже переживаю, что город недостаточно очищен. Но и горожане должны понимать – несмотря на мое личное желание максимально быстро почистить весь город в момент снегопада, вся эта работа должна быть оплачена из городского бюджета. Давайте подсчитаем, во сколько обошелся бы идеально чистый город. И решим, что нам важнее – потратить огромную часть бюджета на моментальную очистку города в первые же месяцы года, или пережить несколько дней в условиях, когда коммунальные службы объективно не могут успеть все убирать за короткое время.

Вверх