08:28 | 20 апреля 2024 | Суббота

Сколько стоят позитивные новости о деятельности исполнительной власти – для госбюджета. Дорого. Очень.

СРАЗУ К ДЕЛУ, БЕЗ ВСТУПЛЕНИЙ

Что бы вы знали вообще о том, как хороша ваша жизнь и как про вас заботятся власти, если бы не было государственных газет и миллиардов тенге, потраченных на донесение «до народа» старательных усилий чиновников, каждодневно улучшающих нашу жизнь?

Вот выходите на улицу, смотрите на дороги, на здания, прокашливаетесь нашим чудесным воздухом, ждете идеально работающего городского транспорта – и ошибочно представляете, что вокруг вас все серо, безжизненно и грустно.

А ведь в это самое время в стране огромными темпами все улучшается и модернизируется, как раз об этом вы можете прочитать в статьях, щедро оплаченных государственными (народными) деньгами! Чему бы вы радовались, если бы не эти статьи? Как бы вы оценивали всю эту самоотверженность власти, если бы она сама не рассказывала о том, так она старается изменить к лучшему жизнь в Казахстане – пусть и не вашу лично жизнь, но жизнь всей страны.

 

Про историю и технологии

В советское время в газетах, их партийной принадлежности и государственном финансировании был хотя бы смысл: других источников оперативной информации не существовало. Были лишь газеты, радио и крохотное время для местного телевидения – и все эти средства массовой информации оставались под прямым управлением местных органов КПСС. Но тогда не было ни интернета, ни компьютеров, ни смартфонов.

Развитие страны связывают с новыми технологиями, с компьютеризацией и наличием быстрого интернета даже в отдаленных селах. А мы знаем по себе – как только появляется интернет, необходимость в физических носителях информации (газеты, журналы, книги, да даже и телевидение) отмирает. И вот, на уровне государства декларируются высокотехнологичные цели, а на местном уровне власти отчаянно держатся за средневековые технологии – буквально, за технологии XV века, за систему воспроизводства информации, придуманную еще Гутенбергом в 1440-х годах.

По нынешним временам, технологии почти шестисотлетней давности непрактичны, затратны и крайне низкоэффективны.

Процесс производства газетной информации: журналист получил информацию – написал статью – корректор исправил – наборщик набрал – верстальщик сложил пазл газетной полосы – редактор подписал макет в печать – типограф вывел пластины – станки отпечатали тираж – тираж развезли по точкам продаж – читатель купил газету – пришел, сел и наконец-то прочитал ее.
Процесс производства информации сегодня: журналист получил информацию и написал статью – корректор вычитал – редактор прочитал и опубликовал ее – читатель получил уведомление на смартфон и прочитал статью спустя секунды после ее появления. Целые звенья (а часто и нужные корректоры) выпадают из цикла. Это эффективно, это дешево по сравнению с печатными СМИ. Это просто в потреблении информации.

В первом случае процесс занимает сутки, а то и больше. В советские времена тот же «Рудный Алтай» выходил ежедневно. Сейчас газетная информация протухает, даже не дойдя еще до типографии, ведь во времени ее появления на свет газетам приходится конкурировать с моментальными интернет-новостями из тех же самых источников информации, что и у газетчиков.

Во втором – процесс производства информации занимает час, а при ответственном и грамотном журналисте – минут 15.

За первым процессом – прошлое. За вторым – уже вполне осязаемое будущее. Газеты умирают, все больше людей читают новости на смартфонах и на сайтах. Компьютерные технологии совершенствуются и ускоряются.

 

Про рационализм и эффективность

Во что рациональный хозяин вложит деньги? В умирающую технологию, плодами которой пользуются все меньше и меньше людей, скорее – по давней привычке, и возраст этих людей все дальше от активного и деятельного? Или в технологию будущего, на которой сейчас основан и читательский интерес, и поколение активной трудовой деятельности, и… поколение будущего, которое зачастую, кроме учебников, ни одной физической книги в руках не держит?

Рациональный хозяин работает на перспективу и понятную цель. Но мы понимаем: власть пенсионеров обычно не принимает новые технологии и противится внедрению современных технологий даже в тех случаях, когда они способны сэкономить огромные суммы при большей эффективности. Но есть и еще одна проблема – кадровая.

Когда во главе областной власти пусть опытный, мудрый, но все же назначенный наместник, а не хозяин – для него удобнее сохранять статус кво даже там, где уже нет ничего эффективного, а осталась лишь привычка и понятные схемы проведения денег. И еще мы понимаем другое: человек, который перешагнул пенсионный рубеж и продолжает оставаться в должности еще некоторое, но уже известно, на сколько ограниченное время – вообще не будет заботиться о строительстве эффективной системы хозяйствования, ломать существующие взаимоотношения и искать более выгодные способы потратить порученные ему для распределения деньги. Зачем областному главе беспокоиться о переустройстве информационного пространства, если головной боли с этой заботой будет очень много, а денег в бюджете сэкономится «всего» полмиллиарда в год, вернее, даже меньше – потому что государственная пресса ему все равно нужна, кто, кроме нее, так терпеливо и последовательно расскажет все, о чем хотела бы рассказать областная власть?

И вот областная власть продолжает вкладывать миллиарды тенге в средневековые технологии с очень низким коэффициентом полезного действия, длинной производственной цепочкой (каждое звено в которой – рабочее место, его обеспечение, зарплата и социальные гарантии) и настолько затянутыми сроками производства, что когда информация появляется на свет, она устаревает уже на несколько дней.

Власть консервативна там, где уже не надо.

Это понятно. Это обходится государству в миллиарды денег, выкинутых на ветер, в производство фактически мертворожденной информации, ценность которой минимальна уже при появлении на свет. Но – это привычный, запланированный и понятный для чиновников расход государственных денег. И такой подход убивает наше информационное будущее.

 

Про доверие и оды за счет бюджета

Мы задаемся простым вопросом: зачем государству собственные СМИ, которые стоят миллиарды, если эффективная и современная модель информационного обеспечения государственных интересов на порядки дешевле (про той же управляемости и уровне контроля со стороны чиновников). С какой тут стороны капиталистический, рациональный подход, где тут эффективные траты денег ради страны, а не сиюминутных интересов?

Почему на свободном и вроде бы конкурентном рынке вообще существует предприятие, учрежденное властями, финансируемое из бюджета и при этом с никаким влиянием на общественное мнение и настроения? Ни одно коммерческое издание не сможет сравниться по масштабам финансирования с этим монстром. А самое любопытное – любому коммерческому изданию верят гораздо больше, чем явно и льстиво прогосударственному, а вернее – совершенно государственному.

И в чем тогда смысл всех этих трат?

Все государственные  темы тоже надо освещать. Но вот проблема: коммерческие издания, которые руководствуются интересами читателей, бесплатно все эти темы освещать не станут. А если и станут, то вовсе не с точки зрения исполнителей всех этих программ, а скорее, с точки зрения их потребителей – обычных людей – а такая позиция может и не так радужно представлять ситуацию. Во-первых, за годы вот такой финансовой поддержки лояльной к властям редакционной политики многие издания привыкли получать бюджетные деньги за славословные статьи. А во-вторых, читателям как раз это не очень интересно – хотя бы потому, что именно информационной ценности во многих статьях, порожденных и согласованных в кабинетах властей, нет значимой информации. Есть цифры, чаще – запланированные, их много. Но очень редко, даже в отчетных материалах об исполнении планов, эти цифры раскрываются до контрактов с конкретными фирмами и с тем, кто именно за этими фирмами стоит.

Мало кто задумывается над тем, что практически любой «положительный» материал о деятельности исполнительной власти – проплачен. На игле государственного заказа сидят почти все, за редким исключением.

Между тем, решают, что именно будет «освещено» за эти деньги решает не народ, а управление внутренней политики Восточного Казахстана. Согласитесь, не справедливо, что чиновники заказывают себе оды за наш с вами счёт.

У областной администрации есть собственный медиахолдинг – «Шығыс ақпарат» (газеты “Рудный Алтай”, “Дидар”, районные газеты, типография, сайт Altaynews). Это товарищество с ограниченной ответственностью, учредитель которого – структура областного акимата. При этом, будучи созданной и управляемой властями организацией, холдинг не просто действует в коммерческом информационном пространстве, он еще стабильно получает государственные деньги, за него ратуют чиновники, в него направляется такой объем информации, который и не снился коммерческим изданиям. Холдинг в приоритете у власти (еще бы – собственная же фирма!). А вот именно популярность его изданий – довольно спорная категория.

Так было всегда – еще с советских времен. Роясь в своих архивах двадцатилетней давности, мы нашли отчаянное письмо журналистов Виталию Метте (в то время акиму ВКО) с ябедой на Виктора Топоркова (пресс-секретаря Метте). В нем тоже говорилось, что областные власти в несоветском уже государстве действуют советскими методами, и только журналисты государственных газет получают более-менее полный доступ к информации о работе власти, а негосударственные вынуждены довольствоваться объедками. Помнится, то письмо не изменило ничего. С тех времен изменилось не только законодательство о СМИ, но и череда акимов прошла через кабинет на пятом этаже областного акимата. Принципы остались те же – своя рубашка ближе к телу.

Про цены, договоры и деньги

Исполнительная власть сильно нуждается в оплаченном информационном рупоре – иначе никто просто не станет читать, как и чем занимаются люди в кабинетах. Но государственный заказ – это по большей части профанация: действительно популярные газеты тоже выигрывают конкурсы на освещение государственной политики, но суммы на порядки ниже. Зато организация, учрежденная властью, – на сотни миллионов. Вопрос о нормальном рынке исчезает сам собой – конкурировать в открытую с таким игроком (за спиной у которого фактически аким области со всем его аппаратом и бюджетом) нереально. Эффективность государственных затрат на информационные услуги газет с реальными тиражами по 10-12 тысяч экземпляров – мизерная. Но это продолжается из года в год. Мультимиллионные суммы просто платят «Шығыс ақпарат» по своему выбору – проанализируйте госзакупки хотя бы прошлого года.

Только по тем договорам, которые мы нашли на сайте госзакупок, этот холдинг получил за последние четыре года два миллиарда тенге – из бюджетов области, города, из районных бюджетов, из бюджетов ведомств и управлений, республиканских, областных.

И абсолютное большинство денег распределило на «Шығыс ақпарат» областное управление внутренней политики. В 2019 году из 621,7 миллиона тенге по договорам в системе госзакупок, полученных «Шығыс ақпарат», часть договоров, финансируемых управлением внутренней политики ВКО, – около 500 миллионов. Крошки с барского стола достались еще очень короткому списку формально не зависимых от властей газет в Семее и Усть-Каменогорске. Впрочем, в областном центре популярные газеты и сайты продают свои услуги городскому отделу внутренней политики, а не областному управлению, но «Шығыс ақпарат» и в городском акимате вниманием не обделен. Затраты 2019 года на создание и распространение согласованных со властями статей и роликов в городском бюджете по линии внутренней политики – 345 млн тенге за 2016-20 годы и в частности за 2019 год – 54,3 млн тенге.

 

Про конкурентную среду и оптимальный выбор

Причем практически все эти деньги приходят по схеме: «из одного источника путем прямого заключения договора». Без конкурсов, тендеров и вообще состязательной составляющей.

Государственные закупки способом из одного источника – это самый приятный вид закупки и для заказчика, и для поставщика. Никакой головной боли с конкурсами и опасений, что деньги достанутся «не тому».

Государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора – способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик предлагает заключить договор на закупку только одному потенциальному поставщику.

Основание такого метода госзакупок: оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для государственных закупок. При таком целевом подходе эффективность или актуальность СМИ вообще не имеют значения – можно определять поставщика лишь желанием контролировать и редактировать в них создание новостей.

Да, в недрах медиахолдинга есть и подвижки в современность: сайты, паблики. Но принципиальный подход не изменился: рассказы лишь о том, что хорошего делает (а чаще – только намеревается сделать) власть. Критику деятельности власти можно увидеть лишь тогда, когда аким области критикует и распекает своих подопечных. Критиковать действия самого акима редакционная политика вряд ли позволит – вот хвалить, иное дело, это всегда пожалуйста.

Печатание газет и их продажа спустя дни после появления новостей – это технологии прошлого века. Но все же и в этом медиахолдинге не оставляют без внимания интернет-сферу, веление времени все же.

На соцсети в бюджете тоже закладывают деньги. Только по одному из договоров управление внутренней политики ВКО подписало договор в пользу «Шығыс ақпарат» 100 миллионов тенге – услуги по информационному продвижению деятельности государственных органов по реализации государственных программ, освещению социально-значимых тематик в социальных сетях. Дополнительным соглашением к основному договору. Эксперту в социальных сетях – ведь лучше потратить деньги было невозможно, кто же лучше «Шығыс ақпарат» со всеми его кураторами разбирается в сетевой и информационной жизни нации?

А ведь мы знаем, кто лучше разбирается в настроениях восточноказахстанцев и их оценке жизни в ВКО! И вам расскажем, кому областное управление внутренней политики платит за советы. Тоже миллионами тенге.

 

Как частная фирма целому акимату за много денег советы раздает

Власти за налоговые деньги покупают лояльность прессы и места на страницах под рассказы о собственной успешной работе, даже если к этой работе у людей, которые платят те самые налоги, есть масса критических замечаний. Вот только интерес читателей купить не получается ни за сотню миллионов, ни за миллиард. Авторитетность «Рудного» советских времен – это давно позабытое прошлое. Вся эта информационная политика через оплату в прессе восхищенных статей о себе – фикция, деньги на ветер. Деньги, которые можно и нужно было бы потратить на по-настоящему важные цели.

Плата за искусственную и согласованную радость от работы властей в прессе – лишь один и не самый масштабный пример. Действительно, миллиарды денег уходят порой на совершенно непонятные цели. Мы ищем и находим такие конкурсы.

Так, несмотря на отличные отчеты об охвате чуть ли не каждого жителя области позитивной работой государственной прессы, в том же управлении внутренней политики подозревают, что реальная-то ситуация может отличаться от отчетной. Но как это узнать? Не самим же выяснять. Есть проверенный способ – деньги. Заплатить тем, кто, вполне вероятно, сможет хоть что-то пояснить о настроениях восточноказахстанцев.

Например, 12 декабря прошлого года ТОО «Институт анализа и прогнозирования ВКО» выиграло конкурс ценой 14,7 млн тенге. За 15 рабочих дней до празднования Нового года управление внутренней политики области пожелало узнать уровень социальной напряженности во всех административно-территориальных единицах Восточно-Казахстанской области и полюбоваться интерактивной Картой-сборником общественно-политической стабильности ВКО.

То есть, имея армию собственных представителей в акиматах всех районов, городов и сел, проводя постоянный мониторинг и социальных сетей, и СМИ, обладая собственной журналистской мини-армией, управлению очень надо потратить еще 15 миллионов, чтобы дать социологам возможность провести опросы в 19 административно-территориальных единицах ВКО (4 города областного подчинения (Усть-Каменогорск, Семей, Риддер, Курчатов) и 15 районов). Иного способа, кроме как заплатить еще не так давно государственной, но теперь частной структуре, не нашлось. Договор этот следовало исполнить к 31 декабря. В госзакупках указано, что он исполнен.

Мы бы советовали критично относиться к всякого рода социальным опросам по одной простой причине. Представьте, что вас на улице встречает совершенно незнакомый вам человек, который просит прямо сейчас совершенно правдиво ответить на вопросы про отношение к акиму области, к тому, что он там затевает и как руководит. Ну или анкетку подкидывает с такими вопросами, а заодно интересуется – что вы думаете о миграционной политике, а о языковой проблеме, куда и когда собираетесь свалить из области или вообще из страны. Конечно! Вы настолько честны и прямолинейны, что не просто правдиво ответите на все эти вопросы, но еще и мнение свое где-нибудь на листочке припишите – наконец-то оно хоть кому-то нужно.

Нам тоже любопытно посмотреть на «уровень социальной напряженности», пожалуй, попросим Ирину Федоровну Смит, руководителя управления внутренней политики области, подписавшей этот самый договор, и нам дать доступ к отчету и той самой интерактивной карте – интересно глянуть на то, как на самом деле относятся взрослые восточноказахстанцы к работе власти (акиму области, акимам городов/районов, органам местной исполнительной и представительной власти), как социологи проанализировали коррупционную ситуацию, уровень протестности населения, как изучили миграционные настроения и отношение населения к государственной политике РК, как они воспринимают политический курс страны, госпрограммы и статьи президента, что думают о реализации языковой политики РК в области.

Особенно любопытны рекомендации, которые социологи выдали управлению внутренней политики – потому что управлению ведь очень нужны рекомендации частной фирмы, об этом специальный пункт условий договора. А нам интересно, что им насоветовали.

И раз уж пошло дело, то интересно исследование, посвященное уровню информированности и степени восприятия восточноказахстанцами основных направлений программы «Рухани жаңғыру» и статьи «Семь граней Великой степи». Да и особое внимание к ситуации в бывшем Маканчинском регионе Урджарского района тоже интересно.

Надеемся, что результат договора не является документом для служебного пользования – жаль, если шедевральное произведение окажется предназначенным лишь узкому кругу избранных. Уж очень хочется посмотреть на текст и картинки стоимостью почти 15 миллионов. Миллион в день (если выходные все же не считать) – это, пожалуй, побольше, чем признанным писателям за гораздо более глубокие шедевры платят.

И тут тоже закупка способом из одного источника. Прямо проклятие какое-то для социологов, всей страны, которые тоже на состязательной основе наверняка очень хотели бы заработать столько миллионов за полмесяца работы. Хотя мы же раньше сообщали, что подобный ежеквартальное исследование стоило 9 миллионов. Это советы так подорожали?

 

Удивительные примеры

Нет, мы не ратуем за то, чтобы все эти деньги (а они на самом деле – огромные для функционирования прессы) перераспределялись между другими СМИ. Мы за то, чтобы в бюджете вообще не было оплаты коммерческим предприятиям с ограниченной ответственностью или индивидуальным предпринимателям денег за рассказы властей о самих себе.

Государственная пресса действительно нужна. Должен быть оперативный и достоверный источник официальной информации. Впрочем, с этим уже замечательно справляется тот же официальный сайт того же облакимата и паблик пресс-службы. Для тех, кто не любит современные технологии и чтение с экрана – да, пожалуй нужны и газеты – но не за такие деньги, в разы не за такие!

Например, Инфоцентр ВКО активно рассылает материалы и приглашает на пресс-конференции. Однако мы еще ни разу не увидели предложение от того же Инфоцентра размещать свои материалы за деньги на условиях редакций – а ведь это подразделение того же «Института анализа и прогнозирования ВКО», и еще недавно услуги по вот таким материалам щедро оплачивались властью в лице все того же управления внутренней политики области (2018 год; 2017 год). То есть «Институт» создает сообщения, рассылает их в расчете на бесплатную публикацию, а потом за каждое такое сообщение получает вознаграждение? Вам не кажется это попыткой использовать ресурсы чужих редакций ради того, чтобы самим заработать на публикациях в них?

А ведь это ТОО – напомним, коммерческое предприятие с частным капиталом – наряду с еще двумя людьми, директор и учредитель в нем Олег Чернышов, депутат областного маслихата. Да и в период, когда это ТОО было полностью государственным, его директором и сотрудниками были как раз те люди, которые сейчас учредители фирмы.

Мы подсчитали, сколько за последние четыре года бюджет отдал этому ТОО за разные услуги (в том числе и за то, что оно возило акиматовских сотрудников и всяких там журналистов-блогеров на пресс-туры). Почти 600 миллионов тенге. При том, что, насколько нам известно, собственного средства массовой информации у “Института” нет (за исключением собственного официального сайта). Хотя доступ к оперативным материалам и информации – да о таком мечтало бы любое частное СМИ!

А еще есть мониторинг. Внутренняя политика платит индивидуальному предпринимателю за то, что программка анализирует сообщения в интернете и помечает настроение текстов. Платит – миллионы, годами, и областное управления, и структуры поменьше. Куда – в ИП “Энигма”! Чтобы знать, чем вы там опять сегодня недовольны, а заодно и сколько раз, и кто именно похвалил акима области, а кто его обматерил в соцсетях.

За все эти годы один раз заказать разработку программы (а таких программ мониторинга по миру несколько десятков) и посадить девочку на ее обслуживание – никак, слишком сложно для государства, да и куда потом девать сэкономленные деньги?

И это только новости и имидж – по умолчанию довольно бесполезные и неоправданно затратные сферы, но там хотя бы сотни миллионов. А есть еще проектные работы, а строительство, а медицина! Вот там – такое раздолье, что газетки будут на этом фоне незаметны так, как мы не замечаем чиха соседской собаки…

 

Оплаченное дважды

Если так нужна государственная пресса под управлением акимата области – то пусть это и будет государственное предприятие, с прозрачным бюджетом и понятными, проверяемыми тратами – на уровне затрат эффективных СМИ того же направления, а не из бесконечного кошелька народных денег. А вовсе не двумястами сотрудниками в предприятии, до сих пор основные свои силы тратящими на устаревшие уже технологии пятнадцатого века. И продаваться такие издания не должны – раздавайте бесплатно, потому что люди уже заплатили за работу этих государственных СМИ.

И если государство так хочет делиться народными деньгами с коммерческими изданиями (ради расширения аудитории, а не для их контроля) – так пусть платит за размещение статей, а не за их создание в нужном ключе силами журналистов, под их авторством и моральной ответственностью самих изданий. Ведь никакие заказные властью статьи не отмечаются надписью «сделано по заказу и под контролем власти» – а очень бы хотелось видеть эту надпись на всех купленных властями новостях.

Так что работы для внутренней политики – море. Может, пора и подумать, как сэкономить бюджетные деньги, которые лучше потратить на что-то более эффективное, чем заказные управляемые статьи и собственные газеты с медом и патокой? Тем более – кризис, надо корректировать статьи расходов, по которым деньги расходятся без особого эффекта.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ