13:52 | 19 мая 2024 | Воскресенье

Во сколько обойдется миру жизнь с коронавирусом – мировой кризис

Жизнь на планете замерла. Возвращение к норме если и возможно, то обойдется дороже, чем любой из всех послевоенных кризисов. Конечный счет вирус предъявит через месяцы, если не годы, но уже сейчас Запад вносит предоплату за лечение и реабилитацию экономики – и счет идет на триллионы долларов.

Источник – BBC

 

Пандемия на Западе еще не достигла пика, и от ее продолжительности будет зависеть, насколько беднее станут жить люди. В большинстве стран карантин продолжается неделю-другую, а власти предупреждают, что в той или иной форме он может продлиться и полгода.

Примерный масштаб бедствия можно оценить, бегло взглянув на то, сколько денег на этом очень начальном и предварительном этапе власти богатых стран обещают потратить на реанимацию экономики.

Суммы гигантские, беспрецедентные и пугающие. США одобрили антикризисный пакет стоимостью 2 трлн долларов; Европа пока отложила полтриллиона, но собирает намного больше. А в целом страны “Большой двадцатки” к концу марта уже пообещали потратить около 5 трлн долларов денег налогоплательщиков на борьбу с нынешним кризисом – это примерно 6% годового объема мировой экономики.

И в отличие от предыдущих кризисов, речь идет не о печатании новых денег центробанками, а о перераспределении уже существующих и без того сокращающихся общих реальных доходов общества в пользу наиболее пострадавших.

Другими словами, обеднеть должны все. Те, кто выживет, поистрепавшись, заплатят за тех, кто не переживет. Победителей не будет.

“Теперь уже ясно, что мир погружается в рецессию, – предрекла спад мировой экономики глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева. – Она будет не меньше, а то и хуже той, что мы пережили в 2009 году”.

Глава МВФ не исключила отскок в 2021 году, но только в том случае, если пандемию удастся обуздать, а порожденные ею перекосы исправить. Для этого нужно “предотвратить волну банкротств и увольнений, угрожающих не только восстановлению экономики, но и общественному согласию”. Стоит это очень дорого.

За что придется заплатить

Коронавирус выявил огрехи в системе здравоохранения одних стран и полный крах в других. Первые неотложные траты пошли именно туда: временные больницы, срочная закупка масок и оборудования, наём медперсонала. Когда пыль осядет, большинству стран придется серьезно вложиться в решение проблем здравоохранения, выявленных этой пандемией.

Однако денег на это не будет, если экономическая активность не восстановится, люди и бизнес не сохранят работу и не продолжат платить налоги. Поэтому для начала придется поддержать их: субсидиями, налоговыми каникулами, смягчением правил и прямой раздачей денег.

На что помимо спасения заболевших и создания вакцины Запад потратится в первую очередь? У каждой страны свои рецепты, но вот примерный список уже объявленных антикризисных мер.

  •     Почти все страны начали с помощи парикмахерам, таксистам, дизайнерам и рестораторам. Они обещают безвозмездные гранты и льготные кредиты малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям и самозанятым.
  •     Прямая раздача денег: каждый американец получит до 1200 долларов наличными, японцам и грекам тоже обещают подарки.
  •     Льготные кредиты попавшим в беду и выкуп компаний в наиболее пострадавших отраслях. Список открыли авиация и туризм, но он ежедневно пополняется.
  •     Налоговые каникулы: отсрочка платежей и социальных сборов с компаний и индивидуальных предпринимателей.
  •     Увеличение пособия по безработице и смягчение требований для его получения. Ирландия, например, обещает всем потерявшим заработок из-за Covid-19, пособие в 350 евро в неделю.
  •     Кредитные каникулы: отсрочка платежей по долгам компаний и физических лиц.
  •     Дотация из бюджета на выплату зарплат сотрудникам фирм, вынужденно простаивающих из-за карантина. В Чехии, Нидерландах и Великобритании власти обещали взять на себя 80-90% платежной ведомости частного бизнеса на несколько месяцев.
  •     Компенсация затрат на сокращение персонала, чтобы людям выплатили выходное пособие за несколько месяцев, а не увольняли без копейки.
  •     Оплачиваемый отпуск по уходу за детьми, чтобы родители не спешили выходить на работу, пока школы закрыты. Во Франции – до двух недель за счет бюджета.
  •     Некоторые (например, Швейцария) даже компенсируют потери от срыва конференций и других мероприятий.

Эти меры обойдутся в триллионы долларов, деньги возьмут в долг, а расплачиваться придется будущим поколениям. Однако без искусственного дыхания бизнес и население могут не пережить Covid-19.

“Нынешний кризис – стопроцентно самый серьезный и масштабный на нашей памяти, – сказала Би-би-си главный экономист клуба богатых стран ОЭСР Лоранс Бун. – На этот раз проблема не в недостатке ликвидности. На этот раз главная проблема – вирус”.

“Фактически это означает, что мы стоим на пороге очень серьезного кризиса”, – сказала она, добавив, что если эпидемию не удастся обуздать за пару месяцев и она вернется следующей зимой, ни один экономист в мире не возьмется предсказать, чем это обернется.

Кто сколько обещает заплатить

В деле борьбы с вирусом никто пока не может сравниться с США. Самая богатая страна мира быстро вышла в лидеры по числу инфицированных коронавирусом и, несмотря на публичный скепсис президента Дональда Трампа, отнеслась к эпидемии как к неприятности исторического масштаба.

Конгресс выделил более 2 трлн долларов на реанимацию экономики. Полтриллиона получат крупный и средний бизнес, 350 млрд раздадут мелким предпринимателям в виде льготных кредитов. Американцам наличными выдадут 300 млрд долларов, и еще примерно столько же пойдет на выплату пособий тем, кто из-за вируса потерял работу.

Несмотря на внушительный объем антикризисного пакета, превышающий годовой размер экономики России и сопоставимый с ВВП Бразилии, Италии или Канады, конгрессмены и Белый дом допускают, что счёт этот не окончательный и в итоге придется заплатить больше.

Одобренный Конгрессом и подписанный Трампом в минувшую пятницу закон обойдется Америке примерно в 10% ее годового ВВП. Другие страны пока выступают скромнее, но некоторые уже выделили сопоставимые суммы.

Вторая крупнейшая экономика в мире – Евросоюз – пока не может договориться о совместных стимулах. Однако на национальном уровне деньги уже текут рекой.

Германия выделила более 150 млрд евро, или 4,5% ВВП, и пообещала в случае необходимости увеличить антикризисный пакет до 800 млрд евро, что составляет четвертую часть немецкой экономики.

Из наиболее пострадавших от коронавируса стран ЕС Франция оказалась щедрее всех: она готова раскошелиться на 350 млрд евро (15% ВВП). Италия отложила 25 млрд евро, Испания – не больше 10 млрд. Это не больше пары процентов их годового выпуска, и никто не верит, что этого хватит.

Нидерланды собираются потратить до 20 млрд евро, или 2% ВПП только в ближайшие три месяца. Примерно столько же уже выделили Дания, Польша, Португалия, Ирландия и Чехия. Другие, вроде Австрии, Греции, Швеции и Эстонии, решили не рассчитывать на лучшее, а сразу готовиться к худшему: они отписали от 5% до 10% ВВП на борьбу с новым кризисом.

Аналогичным образом поступили другие развитые страны, включая Австралию, Канаду и Израиль. Другие, вроде Японии, пока подсчитывают убытки и оформляют компенсации.

Мир обеднеет из-за коронавируса

Источник – BBC

 

Коронавирус поставил мировую экономику на грань кризиса, и он может оказаться самым серьезным за столетие. Надежды на быстрое выздоровление планеты тают с каждым днем, а счет за лечение растет на глазах. Вирус уже обошелся миру в десятки миллиардов долларов, и это только начало, предупреждают экономисты.

Если до закрытия Европы и США на карантин и обрушения финансовых и сырьевых рынков эксперты осторожно предсказывали замедление прироста богатства в мире, то сейчас большинство сходится во мнении, что мир станет беднее.

Они предупреждают, что надвигающийся экономический спад способен оказаться более разрушительным для благосостояния населения планеты, чем финансовый крах десятилетней давности, поскольку на этот раз проблемы шире и глубже.

В прошлый раз заглохшую банковскую систему запустили центробанки, напечатав денег. Нынешний кризис подорвал всю экономику: и производство, и сектор услуг, и спрос – и поэтому нужны целевые интервенции, на что придется скинуться всем и каждому.

“На этот раз проблема в другом – перебои в реальной экономике. И ее невозможно устранить исключительно силами центральных банков”, – говорит Руперт Харрисон из крупнейшего в мире инвестфонда BlackRock.

“Антикризисные инструменты, разработанные после кризисов мировой финансовой системы и еврозоны, предназначены для борьбы с проблемами совсем другого свойства. На этот раз все иначе”, – соглашаются экономисты, предупредившие в открытом письме, что коронавирус угрожает не только экономике Европы, но и ее единству.

Властям всех стран мира придется потратить сотни миллиардов долларов средств налогоплательщиков, чтобы устранить как причину кризиса – остановить эпидемию, так и последствия – поддержать пострадавших людей и бизнес. С этим могут возникнуть проблемы: действовать надо быстро, решительно, затратно и желательно в координации с соседями, что политикам многих стран дается с трудом.

Сколько и на что придется потратить

Первоочередные траты придутся на здравоохранение. Тем, у кого оно уже в кризисе, коронавирус обойдется дороже

Некоторые страны уже объявили, что выделят деньги на борьбу с кризисом. В других политики пока торгуются. Суммы в любом случае пока лишь предварительные, однако они уже превысили 100 млрд долларов.

Этого явно недостаточно.

Странам ЕС придется потратить за год около 350 млрд долларов на ликвидацию последствий месячного карантина, подсчитала одна группа экономистов.

На что пойдут эти деньги? На три основные вещи: поддержку здравоохранения, людей и бизнеса.

Первое позволит справиться с эпидемией, второе – поддержать спрос в экономике и социальную стабильность, третье – возродить предложение товаров и услуг.

Господдержка понадобится как людям, лишившимся заработка из-за карантина, так и компаниям, потерявшим рабочую силу, поставщиков и потребителей. Она может быть оформлена в виде бюджетных субсидий, налоговых каникул и денежных компенсаций.

Социальные расходы казны многих стран вырастут, если власти ослабят политику на время кризиса, например, увеличат пособия по безработице и расширят круг имеющих право на эти и другие выплаты, например, оплачиваемые больничные.

Бизнес уже бьет тревогу, и из первых криков о помощи ясно, что речь идет не только о потере прибыли. Миллионы человек лишатся работы, тысячи фирм обанкротятся. Власти стоят перед непростым выбором: поддержать бизнес сейчас или потом поддерживать безработных, да еще и в условиях, когда в казне все меньше денег из-за сокращения налоговых поступлений.

На передовой сейчас туризм и авиация. Всемирный совет по туризму и путешествиям предупредил, что пандемия может лишить отрасль 50 млн рабочих мест и сократить рынок туристических услуг на четверть в текущем году.

Только в Испании в феврале заполняемость гостиниц упала на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Еще до полного локдауна отели Мадрида лишились каждого четвертого постояльца, а Барселоны – каждого пятого.

Авиакомпании резко сократили перевозку пассажиров, сначала в Азию, а потом и в США и Европу. Они не скупятся на эпитеты, говорят о худшем кризисе в истории гражданской авиации и уже попросили о миллиардной помощи у правительств, хотя большинство запретов на полеты еще не вступили в силу.

Под угрозой вся сфера услуг: от ресторанов и киностудий до университетов и такси. Большой спорт лишился миллиардных доходов от трансляций и продажи билетов. В очередь за дотациями выстроились даже нефтегазовые компании, обескураженные обвалом спроса и цен на нефть.

И это только начало

В кассе взаимопомощи денег пока немного.

Пакет бюджетной помощи в США прошел только нижнюю палату конгресса, и его объем известен лишь приблизительно: точно больше 10 млрд долларов, но меньше 50 млрд, о которых заикался президент Дональд Трамп.

ЕС пообещал выделить около 40 млрд евро. Пострадавшая больше других Италия – до 25 млрд евро. Швейцария и Южная Корея – по 10 млрд долларов, Египет – 6 млрд. Франция, Австралия, Новая Зеландия и Япония пообещали сделать “все возможное”, чтобы поддержать экономику за счет казны. Китай запустил масштабную программу стимулирования производства за счет налоговых послаблений и льготных кредитов.

И это при том, что ни одна из этих стран пока не столкнулась в полной мере с последствиями кризиса. А они будут серьезными, уверен экономист Мохамед эль-Эриан, работавший на руководящих должностях в МВФ и в администрации Барака Обамы, а также в инвестфонде Pimco и страховой компании Allianz.

“В самое ближайшее время мир столкнется с экономическими проблемами, которые будут серьезнее и масштабнее всего того, что когда-либо переживало большинство населения развитых стран”, – поделился он своими выводами после нескольких недель разговоров с экономистами, врачами и учеными, специализирующимися на поведенческих моделях.

“Мы живем в глобальной экономике, настроенной на растущую взаимосвязанность. Но вдруг охрана здоровья потребовала от нас социальной разобщенности, разделения и изоляции. Это противоречит всему тому, что лежит в основе экономического роста, благополучия и финансовой стабильности”, – описал эль-Эриан предпосылки для углубления кризиса.

Насколько мы станем беднее

До пришествия коронавируса экономисты ожидали роста мировой экономики примерно на три процента в 2020 году. Теперь они прочат рецессию и расходятся лишь в оценках ее продолжительности: все зависит от того, как будет развиваться пандемия.

Если по итогам года экономика так и не вырастет, мир недосчитается примерно 4 трлн долларов. Это больше ВВП Германии, крупнейшей экономики Европы, и в два с половиной раза больше ВВП России.

Из трех ведущих мировых экономик – США, Евросоюза и Китая – две еще рассчитывают на прирост богатства, пусть и меньший, чем ожидалось, а одна – Евросоюз – вовсю готовится затягивать пояс.

Европейские чиновники еще в начале марта говорили, что свежие оценки предполагают спад по итогам года примерно на 1%.

Экономика США, крупнейшая в мире, пока на пути к росту, но и в Америке экономисты постепенно начинают пересматривать прогнозы. В мартовском опросе Чикагского университета они оказались чуть менее пессимистичнее европейских коллег: 62% видят вероятность масштабной рецессии в мире из-за коронавируса против 82% европейских экономистов, преимущественно запертых дома на карантине.

Поскольку на США, Китай и ЕС приходится две трети экономической активности в мире, спада в Европе и существенного замедления в Китае будет достаточно для торможения всей мировой экономики. А если добавить сюда угрозу сырьевым странам от падения цен на нефть и металлы, картина становится удручающей.

Масштаб проблем на Западе пока не отражен в статистике, но о нем можно приблизительно судить по опережающим индикаторам из Китая, где в феврале замерла активность как в промышленности, так и в секторе услуг. Спад оказался существеннее, чем в начале предыдущего кризиса десятилетней давности.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ