17:26 | 23 ноября 2024 | Суббота

Factum обратился к президенту РК, чтобы убедиться в законности действий властей в Восточном Казахстане

Кто у нас гарант соблюдения Конституции, прав и свобод граждан? Правильно. Президент Республики Казахстан.

И Factum, запутавшись в хитросплетениях действий местных исполнительных органов в период ЧП, мутных ответов на простые вопросы и, кажется, всеобщей круговой поруки – хотя бы в части введения ограничительных мер в Усть-Каменогорске и Семее, обратился к президенту страны с просьбой оценить законность действий наших местных исполнительных органов, начиная с акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова и заканчивая патрульными полицейскими, в период действия режима чрезвычайного положения на территории страны в целом и Восточного Казахстана в частности.

Мы не оспариваем право местных органов установить ограничения – мы знаем, что они имеют на это право.

Но, как сказано в Законе РК «О чрезвычайном положении» – «Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, и ограничения прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей должны осуществляться в пределах, которые вызваны обстоятельствами, послужившими основанием введения чрезвычайного положения». И при этом не противоречить международным договорам в области прав человека, ратифицированным Казахстаном.

Как нам кажется, такие мероприятия в обязательном порядке должны сопровождаться необходимыми нормативными документами. Причем правила, регламентирующие поведение граждан, этим самым гражданам должны быть доступны до введения ограничений. Потому что нарушение режима ЧП для граждан влечет очень суровую административную, а то и уголовную ответственность.

Быть может, президент страны сможет нам предоставить нормативный акт, регламентирующий обязанности каждого жителя города во время ограничительных мер, раз этого не смогли предоставить нам местные власти.

Мы попросили президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева:

  1. Поручить соответствующим органам и Государственной комиссии по обеспечению режима ЧП оценить законность действий местных исполнительных органов в ВКО по установлению конкретных условий ограничений и ограничении их в отношении жителей городов Усть-Каменогорска и Семея.
  2. Предоставить перечень нормативно-правовых актов с указанием даты их регистрации и публикации, принятых акимом ВКО, областным Штабом по борьбе с коронавирусом, городскими Штабами по борьбе с коронавирусом или Государственной комиссией в отношении введения в Усть-Каменогорске и Семее ограничительных мер.
  3. Особо указать нормативно-правовой документ, которым регламентируются и конкретизируются обязанности и ограничения жителей городов Семея и Усть-Каменогорска в режиме ограничительных мер: например, условия передвижения с пропусками, или определенных радиусов передвижения от дома или условий выхода из дома в урочные и неурочные дни. Указать дату его публикации, введения в действие и предоставить его копию.
  4. Указать, на основании какого нормативного документа была разработана и принята инструкция по действию патрульных полицейских в отношении граждан, нарушающих режим чрезвычайного положения, особенно в период действия ограничительных мероприятий в городах Семее и Усть-Каменогорске. Указать, какие санкции, в каком порядке полицейские проинструктированы применять к гражданам, нарушающим условия правил.

Мы, конечно, попросили и копию этой инструкции, но особо на это не надеемся, учитывая, что подобные инструкции должны быть внутриведомственным документом для служебного пользования).

И копию этого запроса направили еще и премьер-министру страны, в Минюст, Генпрокуратуру и министерство внутренних дел Республики Казахстан. Чтобы уж наверняка – какой-нибудь орган да ответит на наши вопросы.

Ведь если местные власти не способны нам ответить, так, может, в Нур-Султане знают, на основании каких документов должны жить и действовать устькаменогорцы и семейчане до 7 утра 15 апреля – до установленной на текущий момент даты завершения режима чрезвычайного положения.

Редакция, кстати, поддерживает и ограничительные, и даже карантинные меры, которые озвучивал и аким ВКО, и многие чиновники, накануне разъясняя нам порядок, ответственность и уровень наказаний за нарушения этих самых ограничительных мер. Нам нравится и пропускная система, придуманная для ВКО – сам принцип, а не организация. Потому что эффект от такой системы очевиден: разделение по пропускному принципу могло бы стать очень эффективной мерой по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, оно напоминало бы полный карантин, однако не блокировало работу предприятий, значительно сократив при этом контактность жителей.

Но мы хотим знать – где сами правила для горожан в закрытом на карантин городе (запрет въезда/выезда – это все же карантин, хотя в самом городе для его жителей – введены только ограничения), ответственностью за нарушением которых нас вторую неделю пугают местные власти?

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ