В июне 2017 года на заседании в областном акимате, посвященном ремонту дорог, аким ВКО Даниал Ахметов потребовал беспощадно спрашивать за качество работ: «Есть ряд вопросов к строительно-дорожным компаниям, которые не справляются с договорными обязательствами по причине нехватки техники или материалов. Нужны большие компании, у которых будет несколько асфальтоукладчиков, собственный асфальтовый завод, достаточное количество рабочих. И именно такие фирмы нужно допускать к участию в государственных закупках. Мы готовы финансировать, но только в случае действительно положительного результата. Те подрядчики, которые нарушают договор, не должны принимать участие в тендерах, за этим нужно чутко следить».
Кто выбирал поставщиков
В том же июне 2017 года подведены итоги конкурса на реконструкцию улицы Тогас, качество которой вызывало сильнейшую критику со стороны жителей Усть-Каменогорска, дорога была скорее линией ям с вкраплениями бывшего асфальта, чем собственно дорогой. Состав конкурсной комиссии внушал уверенность, что здесь допустят только тех, кто реально сможет выполнить реконструкцию улицы Тогас. О воздействии на членов комиссии или о коррупционных рисках говорить просто не приходится, ведь председателем комиссии является аким ВКО Д.К. Ахметов, а членами комиссии являются первый заместитель акима ВКО Н.А. Сактаганов и четыре руководителя областных управлений (управления по государственным закупкам и коммунальной собственности, управления строительства, архитектуры и градостроительства, управления ГАСК, управления финансов). Внушительный и профессиональный состав комиссии указывает на желание и готовность объективно подойти к выбору поставщика, соответствующего всем квалификационным требованиям, и отклонить тех, кто этим требованиям не соответствует.
Виноват компрессор не той марки
По итогам рассмотрения 9 поданных конкурсных заявок единогласно отклонены 8 заявок, в том числе от таких фирм, как ТОО «Земстрой», ТОО «Восток-Асфальт» и ныне хорошо известного ТОО «Востоквзрывпром».
Причины отклонения разные, но преимущественно это несоответствие требованиям в части обладания достаточными трудовыми и материальными ресурсами. К примеру, проблема ТОО «Земстрой» и ТОО «Восток-Асфальт» была в том, что ими предложено использование компрессоров ЗИФ, тогда как в проекте рассматривался компрессор ДК-9. Члены комиссии, видимо, не обратили внимание на прямое указание в проекте (под таблицей с перечнем требуемого оборудования), что возможна замена строительной техники на другие марки техники, имеющейся у подрядной организации. Замена компрессора одной марки на идентичный по производительности компрессор другой марки – стоит полагать, это серьезный довод отклонить заявку.
Единственной компанией, которую члены комиссии во главе Даниалом Ахметовым посчитали соответствующей всем квалификационным требованиями в части имеющихся трудовых и материальных ресурсов, оказалось ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» из г. Алматы. Предполагаем, что у этого ТОО имелся компрессор именно нужной марки, ведь от изначальной стоимости конкурса в 1,129 млрд тенге предложение ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» позволяло сэкономить бюджету только 832 тенге 14 тиын. Предложение, к примеру, ТОО «Земстрой» давало экономию бюджета в 137,7 млн тенге, но стоит полагать, что деньги не важны, когда разговор идет о марке компрессора. В соответствии с требованиями законодательства по несостоявшимся закупкам из одного источника заключен договор с ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» со сроком выполнения работ до конца 2018 года.
Как росли суммы договора
После начала работ в 2017 году сумма по договору увеличилась на 135,5 млн тенге, а за 2017 год из местного бюджета подрядчику выплачено 239 млн тенге. Можно лишь гадать, насколько наличие компрессора нужной марки способствовало стабильным выплатам из местного бюджета.
В 2018 году реконструкция улицы Тогас приостановлен из-за необходимости корректировки проекта. Комментируя это, аким области Даниал Ахметов заявил о прямой вине управления дорог: «Они не посмотрели, не вникли, подрядчик крайне халатно выполнил эту работу, и сегодня мы вынуждены всё пересматривать. Но подрядчик поступил правильно, спасибо надо им сказать, что они прекратили делать этот брак и сказали, что этот проект нуждается в срочной коррекции».
«Молодцы» ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» в 2018 году получили из местного бюджета почти 30 млн тенге. Подрядчиком, разработавшим проект реконструкции улицы Тогас и о халатности работы которого заявил Д. Ахметов, является ТОО «Су-проект». К особенностям проектирования можно отнести то, что в качестве картографической основы для выделения участков водосбора (требуется для расчета сбора дождевой и талой воды) использовалась карта середины 20 века, на которой еще нет большей части современного города, как и нет Понтонного моста, городских очистных сооружений, улиц Тогас и Пограничной. Зато любопытно увидеть, как именуется место расположение нынешнего левобережного профилактория управления делами акима ВКО, – Шайтанов луг.
Насколько хорошо получилось рассчитать площади водосбора при использовании такой раритетной карты – это станет известно уже при эксплуатации дороги. Договор с ТОО «Су-проект» на выполнение авторского надзора был заключен в 2017 году на 2 528 548 тенге со сроком действия до конца 2018 года. Оплата по авторскому надзору в 2018 году составила 537 тысяч тенге, в том числе часть суммы «освоили» уже после публичной критики акима ВКО, соответствующий акт о выполненных работах подписан начальником городского отдела ЖКХ Е. Тураровым.
В феврале 2019 года меняется учредитель ТОО «ЭлитЭнергоСтрой», а по итогам подписания дополнительных соглашений общая сумма по договору составила 2,076 млрд тенге, увеличившись от первоначальной суммы на 947,5 млн тенге. Несмотря на публичную критику в отношении проектировщика, сумма договора с ним на выполнение авторского надзора в 2019 году увеличена в 2,5 раза до 6,229 млн тенге с продлением работ до конца 2020 года и по итогам 2019 года за авторский надзор ТОО «Су-проект» выплачено 1,586 млн тенге.
Стоит добавить, что согласно решению СМЭС г. Астана в отношении ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» открыто исполнительное производство от 11 декабря 2019 года о взыскании задолженности в размере 47,4 млн тенге, а с июля 2020 года подрядчику запрещен выезд из страны.
Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар в августе 2020 года заявил:
«Компания из города Алматы не имеет своих работников, своей техники. С финансированием у нас никаких проблем нет. Акимат выдает бюджет по актам выполненных работ, организация такие акты не предоставляет».
И хотя Ж. Омар говорит об оплате только по актам выполненных работ и об отсутствии таких актов, в 2019 году, когда акимом Усть-Каменогорска и начальником отдела ЖКХ являются ныне действующие в тех же должностях Жаксылык Омар и Еркын Тураров, подрядчику из местного бюджета выплачено более 793 млн тенге (последние суммы перевода – в конце декабря), общая сумма фактической оплаты по договору составила 1,062 млрд тенге.
Компания без базы наконец-то рискует расторжением договора
В августе 2020 года аким ВКО Даниал Ахметов, когда-то признавший ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» соответствующим всем необходимым требованиям для реконструкции улицы Тогас, написал в своем Instagram о ситуации:
«До сих пор на участке не выполнен весьма большой объем работы. Так как у данной компании нет собственной базы, я поручил акиму города рассмотреть возможность за счёт подрядной организации привлечь крупные дорожные компании для укладки асфальта. Если в сентябре работу не сделают, будем расторгать договор».
Опыт работы ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» в системе государственных закупок (по данным www.goszakup.gov.kz) включает три договора – один договор по реконструкции улицы Тогас и два договора с акиматом Восточно-Казахстанской области. Последние два договора заключены в период ЧП из одного источника путем прямого заключения договора на общую сумму более 2,5 млн тенге на выполнение текущего ремонта кабинетов 502 и 505 в здании областного акимата. Оба договора подписаны 27 апреля 2020 года, сканированные акты выполненных работ от того же 27 апреля 2020 года направлены в акимат подрядчиком 4 мая 2020 года и были подписаны со стороны акимата 5 мая 2020 года.
Как видно, «отсутствие собственной базы» и проблемы с выполнением работ по реконструкции улицы Тогас не помешали выполнить в крайне сжатые сроки (от 1 до 7 дней) текущий ремонт кабинетов в областном акимате даже в условиях периода ЧП и строгих санитарно-эпидемиологических мероприятий.
А что с надзором?
Если со стороны существует видимость контроля ситуации, то стоит знать, что в начале апреля 2020 года (еще до ремонта кабинетов в областном акимате) городской отдел ЖКХ заключает дополнительное соглашение с ТОО «Су-проект» о переносе даты окончания договора по авторскому надзору до конца 2021 года, тем самым давая понять, что завершение реконструкции улицы Тогас ожидается акиматом в 2021 году. Однако, несмотря на уже понятные новые временные рамки, в течение лета 2020 года наблюдается привычная риторика с угрозами расторгнуть договор с ТОО «ЭлитЭнергоСтрой», если работы не будут выполнены в 2020 году.
Как итог мы имеем освоенный из бюджета миллиард тенге, недоделанную дорогу, «убитые» подвески озлобленных водителей и два отремонтированных кабинета в областном акимате – хочется посмотреть на этот злополучный компрессор ДК-9, стоил ли он всего этого?