15:05 | 06 мая 2024 | Понедельник

Новая котельная в поселке Глубокое: включен режим секретности?

Действующая котельная в поселке Глубокое введена в эксплуатацию в тридцатых годах прошлого века и давно требует замены. Сама необходимость строительства новой котельной почти ни у кого не вызывает сомнений, но, как говорится, дьявол кроется в деталях. В начале 2018 года в ходе рабочей поездки акима ВКО Даниала Ахметова в Глубоковский район стало известно о планах строительства новой котельной стоимостью около 3 млрд тенге (7,9 млн долларов США) в рамках государственно-частного партнерства.

2 июня 2020 года заключен договор государственно-частного партнерства на строительство котельной в поселке Глубокое, по результатам конкурса частным партнером определено АО «Mimsan Endustri Kazanlari Sanayi ve Ticaret A.S.» (Турецкая Республика). Согласно условиям договора, стоимость строительства и оснащения объекта ГЧП составляет 4 517,159 млн тенге или 11,05 млн долларов США на дату подписания договора.

Повышение стоимости строительства котельной от ранее заявленной суммы более чем на 3 млн долларов США можно объяснить разными причинами, но более всего хочется верить в то, что это обусловлено внедрением наилучших природоохранных технологий.

Еще со времен функционирования медного производства в посёлке Глубокое сильно загрязнены почвенные и водные ресурсы, а сейчас основной экологической проблемой считается загрязнение атмосферного воздуха. По данным РГП на ПХВ «Казгидромет» в 2019 году в поселке зарегистрировано 899 случаев превышение ПДК по сероводороду и 48 случаев превышения ПДК по взвешенным частицам РМ-2.5. По стандартному индексу загрязнения атмосферного воздуха поселок в 2019 году находился на 8 месте в стране, обойдя среди прочих города Жезказган, Алматы и Риддер.

Отсюда понятно внимание общественности к любому новому производству, особенно если разговор идет о новой котельной, работающей на сжигании каменного угля. И если при критике экологической составляющей старых производств идет отсылка к их историческому характеру, то в новой котельной, тем более строящейся частично с использованием бюджетных средств (более 1,6 млрд тенге), хочется видеть наилучшие технологии очистки дымовых газов. Именно поэтому в Казахстане существует такой институт как процедура общественных слушаний, предусмотренная для участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды.

Новая котельная подпадает под процедуру общественных слушаний и по требованиям законодательства местный исполнительный орган должен за 20 дней до самих слушаний обеспечить открытый доступ к проектной документации для того, чтобы представители общественности могли ознакомиться и дать свои замечания и предложения. А ведь увеличение стоимости новой котельной на 3 млн долларов США дает шанс общественности требовать внедрения наилучших технологий по очистке дымовых газов.

Однако в нарушение требований законодательства акимат Глубоковского района публикует объявление об общественных слушаниях, но сам проект для открытого доступа не прикладывает, хотя до самих слушаний остается уже менее 20 дней.

Отсутствует проект и на веб-ресурсе заказчика новой котельной в лице Управления энергетики и ЖКХ акимата ВКО.

На письменный запрос пришел ответ, что проект не будет предоставлен для ознакомления до самих слушаний, хотя это прямо противоречит законодательству, а на самих слушаниях это будет невозможно ввиду их проведения онлайн. Зачем нужны общественные слушания, если дать замечания можно не позднее трех дней до слушаний, а замечания давать просто не на что?

Единственное, что было предоставлено, так это эскизный проект, представляющий собой сборку «красивых картинок» новой котельной в дымке окружающего газа, с отвалами угля на газоне и дорогим спорткаром на автомобильной стоянке около котельной, что, однако, все же никак не позволяет оценивать уровень экологичности нового производства.

 

Президент РК К-Ж. Токаев в Послании народу Казахстана заявил, что «охрана окружающей среды и экологическое развитие выходят на первый план казахстанской повестки дня». И возникают вопросы – а знакомы ли в акимате ВКО и акимате Глубоковского района с озвученной Президентом повесткой дня и каков уровень влияния дополнительных 3 млн долларов на подобный режим закрытости для объекта крупного экологического воздействия? Или формальность учета общественного мнения становится уже «традицией» нашего региона, как это произошло со слушаниями по проспекту Шакарима, где мнение людей также было проигнорировано?

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ