В Службе центральных коммуникаций прошла пресс-конференция по теме учебного года. Предмет обсуждения сейчас – условия возобновления нормального режима обучения школьников.
По словам заместителя премьер-министра РК Ералы Тугжанова, 2418 детей с начала пандемии заболели коронавирусом, сейчас 34 их них находятся на лечении. 3,4 млн учащихся в Казахстане, из них 77% начали учебный год в дистанционном формате. Однако предложения по поводу перевода школ в штатный режим сейчас рассматриваются правительством.
Как говорили участники пресс-конференции, ситуация в мире по-прежнему остается тревожной.
Министр здравоохранения РК Алексей Цой сказал, что первую четверть основная часть учащихся обучается дистанционно. И Казахстан готовится к возможной второй волне распространения коронавирусной инфекции. При этом в правительстве обеспокоены тем, что очное обучение может оказаться небезопасным для детей. «Формирование организованных закрытых коллективов создает высокий риск распространения инфекции», заявил он. И вообще, считает министр, еще рано говорить о стабилизации эпидемиологической ситуации в стране, а после 1 сентября не прошло и одного инкубационного периода.
С 15 сентября по 15 октября начинается массовая вакцинация от гриппа, Казахстан планирует закупить порядка 5,8 млн доз противокоронавирусной вакцины, но и в самом Казахстане такая вакцина разрабатывается. Министр считает преждевременной работу школ в штатном режиме.
Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказывал о целом списке причин, почему в стране до сих пор не смогли организовать эффективное дистанционное обучение. По его словам, в том числе и из-за того, что финансирование на эти цели было запланировано лишь на следующий год. В четвертой четверти прошлого учебного года средств на именно дистанционное обучение не выделялось. Министр рассказал, что все обучающие платформы в период чрезвычайной ситуации сделали свои услуги бесплатными (от редакции: сейчас «бесплатность» на большинстве таких платформ закончилась). Да и вообще, конкурсные процедуры – это долгий и сложный процесс.
О переходе школ с дистанционного на обычный режим министр образования не сказал ничего.
В ходе пресс-конференции, которая прошла в Службе центральных коммуникаций, спикеры настолько интересно отвечали на вопросы журналистов, что мы просто не смогли не рассказать вам о качестве некоторых из этих ответов (с незначительными сокращениями).
Вопрос от журнала «Власть», поддержанный репортером агентства Bloomberg: Назовите четкие условия ужесточения карантина.
Ответ министра здравоохранения Алексея Цоя: Критериев несколько. Но один из ключевых – заполняемость коечного фонда выше 70%. Сейчас коечный фонд заполнен на 15%, но если коечный фонд будет переполнен, если ресурсы будут на пределе, то мы решения об ужесточении ограничений будет выносить на правительство, на госкомиссию.
Вопрос от журнала Forbes: Многие родители, в том числе и одинокие матери, вынуждены временно оставить работу для того, чтобы заниматься обучением детей в дистанционном формате. В результате они теряют доход. Намерено ли правительство помочь таким людям в этой ситуации, компенсировать хотя бы потерю части их доходов?
Ответ заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова: Таких особых проблем я не вижу. Родители, которые хотят работать, могут идти спокойно на работу, Дети могут <…учиться…, – ред.> в дежурных группах. Фактически, вся необходимая поддержка сегодня оказана. Государство сегодня, насколько возможно, принимает необходимые меры.
Вопрос от журнала Forbes: Какой прогноз вы делаете на предстоящую осеннюю волну по распространению коронавирусной инфекции? Назовите конкретные цифры: негативные, базовые, оптимистичные?
Ответ министра здравоохранения Алексея Цоя: Мы занимаемся прогнозированием. Эти прогнозы мы ведем, мы видим, что возможен рост на ноябрь-декабрь, связанный со второй волной распространения инфекции. Данные прогнозы есть, они напрямую связаны с коэффициентом ношения масок и социального дистанцирования. Для себя, для аналитики данные показатели мониторятся.
Вопрос от Baigenews.kz министру образования и науки: И ваши подчиненные, и лично вы говорили о том, что для тех, кто обучается дистанционно, необходимости получать еще и домашние задания нет. Ваши комментарии.
Ответ министра образования и науки Асхата Аймагамбетова: Понимаете, когда ребенок обучается в традиционном формате, тут ему даются определенные задания и далее даются на дом дополнительные задания. Теперь, когда ребенок обучается дома, он уже обучается дома. Ему в двойном размере давать домашние задания нецелесообразно. Поэтому, чтобы детей не перегружать, нами были сделаны методические рекомендации: теперь у нас деления на учебные и домашние задания нет, есть только учебные задания, и тем, кто обучается дома, они даются домой. Объем заданий должен не превышать рекомендуемого нами (по каждой дисциплине и по каждому классу). Необходимо дифференцировать два этих понятия.
Вопрос: Родители говорят о необходимости отменить на время дистанционного обучения и баллы для учащихся (так как сейчас фактически родители с детьми изучают тему, а не сам ребенок).
Ответ: В связи с дистанционным обучением нам говорили, что родителям во время дистанционного обучения неудобно следить за прогрессом ребенка. Видны только суммативные результаты – СОРы и СОЧи. Поэтому при подготовке к новому учебному году было принято решение, что временно, для удобства детей и родителей, мы сделали исключение и дали возможность учителям ежедневно оценивать действия детей. Это не означает, что каждый день учитель должен ставить оценки. Поэтому оценка – это как форма диагностики и как возможность обратной связи – нужна.
На уточняющий вопрос, насколько министерство будет считать объективными оценки, Асхат Аймагамбетов ответил, что оценки – только для диагностики, но будут проводиться «определенные срезы» и только по ним будут определять «моменты, которые могут возникнуть».