В редакцию обратился предприниматель с очень специфичной, но крайне неприятной проблемой. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выставила предприятию счет за шесть прошедших лет: уплата обязательных взносов в эту палату. У успешных предпринимателей суммы взносов за такой период могут исчисляться миллионами.
Предприниматель не хотел и не хочет сейчас ни помощи, ни заботы от этой палаты предпринимателей. Но вот проблема – он действительно обязан заплатить. Это совершенно законное требование, в полном соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Вина предпринимателя в том, что он слишком хорошо работает. На протяжении нескольких лет выходил за рамки установленных лимитов, при превышении которых включается обязательство по финансированию деятельности палаты предпринимателей. Для уплаты налога годовой доход предприятия должен превышать 60 000 МРП (и дальше предусмотрена еще и градация по группам, от которых зависит и размер отчислений). Проблема еще и в том, что тот самый упомянутый «годовой доход» вполне может считаться и от оборота, а не от собственно дохода. При этом, вообще без разницы, как прошел год у предпринимателя – он может весь свой доход первого полугодия истратить на предприятие во втором, если дела пошли не очень, но вот взнос все равно придется платить, как и КПН, впрочем.
Это – еще один фактически государственный налог (хотя формально он не является таковым), причем в пользу негосударственной структуры, против которого на протяжении нескольких лет выступают представители бизнеса, но изменить ситуацию не могут.
В письме, полученном нашим читателем от Директора филиала НПП по ВКО, написано сначала о том, какие замечательные цели у палаты, а потом указано, что обязанность-то есть, и платить придется.
Ни про кризис, ни про пандемию, ни про тяжелые условия предпринимательства в кризисный пандемический период не написано ничего. Иначе, если понимать, в каких тяжелых условиях оказались сегодня многие бизнесмены, было бы не очень корректно требовать с них оплаты услуг, о которых не просили и не хотели просить.
Закон о НПП был принят в июле 2013 года, где прописали уже обязательное членство вообще всех. Требование оплаты обязательных взносов при выходе за годовые лимиты оспорить невозможно, для этого надо сначала оспаривать само законодательство страны.
Руководит НПП РК «Атамекен» зять первого президента Казахстана Тимур Кулибаев – очень успешный бизнесмен и общественный деятель. Номер один в рейтингах Forbes.kz «50 самых влиятельных бизнесменов в Казахстане – 2019» и номер два в «Рейтинге рантье – 2019».
У НПП есть и собственное СМИ, и структурные подразделения в областях Казахстана. Это некоммерческая организация, гарантированно обеспеченная довольно внушительным и обязательным финансированием. Есть у Атамекена и искреннее (надеемся) стремление защищать права и интересы бизнеса. Даже в том случае, если представители этого самого бизнеса отчаянно не хотят такой защиты от такой организации, да еще и за собственные деньги.
Но… закон есть закон. Который хорошо бы изменить в пользу бизнесменов, а не надстройки активной, но слишком уж невыгодной для бизнеса обязательной организации.
На самом-то деле кормят палату предприниматели, а условия этой кормежки определяет правительство. То самое, с которым в серьезных случаях и призвана бороться обязательная недобровольная, обеспеченная деньгами, которые многие ей не хотели бы платить, структура.
Но если бы работали нормальные государственные процедуры взаимодействия с бизнесом, то и закон о НПП не понадобился, да и само недобровольное НПП – тоже.
Проблема еще и в том, что при появлении такой структуры у обычного предпринимателя появляется неизбежная прослойка между ним и государством. И эта прослойка, а не он сам, будет обращаться в правительство, пытаться изменять законодательство. Потому что при появлении этой прослойки правительству выгоднее договариваться с ней.
Почему вообще необходим «переговорщик» в вопросах государственного регулирования бизнеса и интересов правительства? Наверное, качество государственного управления таково, что проблемы во взаимоотношениях бизнеса и государства требуют постоянной корректировки не со стороны самого правительства, а при участии сторонней структуры.
Понятно, что правительство страны определяет порядок уплаты налогов – хотя бы понятно, для каких целей и во имя чего. Но когда правительство определяет обязательные условия привлечения денег в некую некоммерческую организацию (минуя бюджеты, госзаказы, а прямым обязательством предпринимателя) – то как это вообще согласуется с принципами добровольности участия в подобных организациях и со свободой предпринимательской деятельности, декларированной в Казахстане?