Проспект Шакарима получит давно ожидаемое встречное направление движения на участке от проспекта Абая до улицы Белинского. Пока на этом участке уже более полугода ведутся строительные работы – когда активные, когда не очень. В течение полугода оказалась почти блокирована жизнь зданий, которые находились до дорожных работ вообще вне пределов дорожной сети проспекта: из-за работ невозможно было припарковаться на стоянках около зданий, какие-то время невозможно было даже подъехать к подъездам, с проблемами (но все же решались) вопросы вывоза мусора, технических работ. Это, безусловно, вынужденное и неизбежное следствие капитальных дорожных работ, все с этим смирились и пытались приспособиться.
Но вот уже положен второй слой асфальта, будущая дорога почти готова. Но пока это не дорога в своем официальном значении – в эксплуатацию она не сдана, и на повороте с проспекта Абая установлен знак, запрещающий въезд на эту будущую дорогу. Однако подобных знаков не установлено по всей протяженности движения. И водители пользуются этим, подъезжая к зданиям с пока еще односторонней дороги, пересекая при этом трамвайную линию. И паркуясь около зданий на самой будущей дороги (хотя бы потому, что дорожными работами и разрушенным асфальтом на сопряжении красной линии с частными территориями въезд на парковки еще невозможен или затруднен).
В то же время все чаще на еще не сданной в эксплуатацию дороге появляются патрульные полицейские автомобили. Со вполне понятными целями: выявить и наказать нарушителей.
И если наказание за въезд через запрещающий знак со стороны проспекта понятно и обосновано, то наказание за парковку, как минимум, сомнительно.
Сегодня журналисты FACTUM были свидетелями, как патрульный экипаж пытался предъявить водителю одного из припаркованных автомобилей «выезд на встречную полосу движения», мотивируя это тем, что автомобиль припаркован против будущего направления еще неэксплуатируемой дороги. Напомним, что за подобное при первом нарушении единственным вариантом наказания, предусмотренным Административным кодексом, является лишение водительских прав на шесть месяцев.
Предвидя вопросы, поясним, что припаркованный автомобиль и его водитель не имели никакого отношения к редакции, и мы были вовлечены в конфликт исключительно из желания выяснить ситуацию, а не в попытке из личных интересов опротестовать действия полиции.
Нам было непонятно: как можно допустить нарушение ПДД на дороге, которая еще не является дорогой, какая может быть «встречка», если движение вне дороги еще никак не регламентировано (напомним, что проспект Шакарима до сих пор является дорогой с односторонним движением, причем только по стороне ведущей от улицы Белинского до проспекта Абая).
И да – мы все понимаем, что автомобили на этом участке мешают и дорожным работам, и пешеходам, и трамваям. До завершения работ автомобильного движения здесь не должно быть. Но как иначе, если целых полгода подъезд к административным зданиям заблокирован, а ведь только рядом с перекрестком Абая-Шакарима находятся и суд, и прокуратура.
С вопросами о том, как и за что могут быть оштрафованы водители на участке незавершенного, никак не обозначенного участка будущей дороги, мы обратились в Департамент полиции ВКО. Спросили и про основание нарушений – расценивается ли уложенное дорожное полотно на строящейся дороге как территория, на которой по факту наличия асфальта уже должны действовать правила дорожного движения.
Нам кажутся актуальными эти вопросы, учитывая, что на самом деле движение автотранспорта на этом участке существует и в рабочее время довольно бодрое, автомобили часто пересекают трамвайные пути (и порой мешают трамваям). Автомобили «скорой помощи», полиции и даже личный автотранспорт ездили по этой территории в направлении от проспекта Абая еще с зимы прошлого года – когда здесь не было даже обочины, да и в последующем тоже, когда будущая дорога была разрыта или на ней укладывалось основание для дорожного полотна. В то же время сейчас по участку, уже покрытому асфальтом, с уже оборудованными тротуарами, ходят люди – как по самому будущему полотну дороги, так и по тротуарам. Кто именно и какие правила здесь должны соблюдать?
К огромному сожалению, в Департаменте полиции ВКО нам не смогли оперативно разъяснить, как относиться к этой территории, что на ней можно делать водителям и пешеходам, а что – категорически нельзя.
Зато пресс-служба Департамента полиции ВКО ответила по конкретному случаю, ставшему причиной вопросов:
«09.10.2020 г. в 09.00 часов сотрудниками полиции УП г.Усть-Каменогорска при патрулировании по пр.Шакарима, был замечен автомобиль «ROVON NEXIA R3» под управлением 50-летней водительницы, который был припаркована по встречному направлению движения по пр.Шакарима. На данном участке дороге проводятся ремонт дороги по расширению проезжей части, на данный момент участок не сдан в эксплуатацию. После чего с водителем «ROVON NEXIA R3» была проведена профилактическая беседа о том, что, после сдачи в эксплуатацию это будет нарушение ПДД РК».
И если бы мы сами не были свидетелями этого события, мы бы даже поверили, несмотря на нестыковки ответа: так «не сдан в эксплуатацию» или «по встречному движению». Но мы сами видели: хозяйка автомобиля действительно рисковала лишением прав и протоколом об административном нарушении. А в протоколе могло быть просто записано: ст. 596 п.3 – «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения» – и лишение прав на полгода, без вариантов. Попробуй оспорь такую формулировку в суде.
Причем уже в следующей – 597 – статье Кодекса об административных правонарушениях наказания за парковку в «неправильную» сторону нет вообще. Больше того, даже в ПДД мы не нашли буквального требования, которое регламентировало бы направление стоящей машины при ее стоянке или остановке.
Нам категорически не нравится, когда сотрудники правоохранительных органов, пользуясь недостаточной компетентностью или знаниями людей, пытаются вытянуть их «на статью» или по-своему трактуют требования правил, а спорить в таких случаях почти бесполезно: все протесты – только через административный суд.
Полицейские «нарушительнице» говорили о том, что дорога сдана в эксплуатацию, а значит – она нарушила правила. То, что на самом деле – еще не сдана, и правовой режим ПДД на ней еще не регламентирован, нам пришлось узнавать в городской администрации, в управлении полиции, в Департаменте. И для водителя в итоге все закончилось «профилактической беседой» – лишь потому, что мы достоверно узнали: дорога не сдана, и оснований говорить о «встречке» или ином соблюдении правил дорожного движения еще нет.