Сегодня в своем выступлении перед парламентариями президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев фактически описал то, к чему пришла страна за 30 лет независимости. Конечно, он сделал упор на проблемные вопросы функционирования государства, но при этом именно эти проблемы в значительной степени и являются результатом работы государственных органов за последние годы. И именно эти проблемы становятся причиной роста протестных настроений.
Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости кардинальных изменений в экономической, политической и финансовой жизни государства.
Напомним основные тезисы оценки ситуации в Казахстане к 2022 году, озвученные президентом страны в своем выступлении.
- КНБ Казахстана не смог разглядеть критическую угрозу национальной безопасности.
- Материальное обеспечение силовиков недостаточное, чтобы противостоять серьезным угрозам.
- У представителей властных структур сформировалось искажённое понимание жизни людей.
- Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Но в случае с Казахстаном это почему-то не работает.
- Ключевыми выгодоприобретателями в нынешней экономической ситуации стали финансово-олигархические группы.
- Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для определённого круга лиц, которых мы все знаем.
- Меры государственной поддержки населения остаются непрозрачными, непонятными и недостаточными.
- Фонд «Самрук-Казына» придется либо реформировать, либо расформировывать.
- Страна зависима от импорта.
- Инфляция нестабильна, национальная валюта не стабилизирована.
- Капиталы выводятся за рубежи страны финансово-промышленными группами
- У власти невысокий кадровый потенциал, коррупцию, формализм.
- Руководители госорганов не умеют и иногда боятся общаться с народом.
- Доходы у населения низкие и нужна программа повышения этих доходов и снижения существующей бедности.
- В образовании недостаточно хороших педагогов, что сказывается на образованности населения.
- Для помощи образованию, здравоохранению необходимо создавать еще один фонд, потому что государственные органы не могут полноценно обеспечивать социальные запросы.
- Благодаря Нурсултану Назарбаеву в стране есть группа очень прибыльных компаний и прослойка людей богатых даже по международным меркам. Они не делятся с народом Казахстана своими доходами, а потому надо взыскивать с них взносы в новый фонд поддержки населения.
Фактически, оценивая ситуацию на сегодняшний день, президент Казахстана дал старт противостоянию государства и сложившимся финансовым и политическим кланам.
Но стоит заметить, что бороться с созданной системой предстоит тем же людям, которые эту систему годами выстраивали и поддерживали. Кардинально обновить кадры всех государственных структур, сделать экономику более открытой, а финансовым группам серьезно урезать возможность благополучного существования на ресурсах страны так просто не удастся – не зря президент упомянул и о низком кадровом потенциале.
И следует понимать, что на всех уровнях при всеобщей поддержке инициатив президента будет серьезное противодействие его целям: потому что уже наработаны коррупционные связи, источники доходов, существуют прикормленные чиновниками предприятия, схемы вывода денег из бюджетов, коррупция и общая закрытость государственной власти (в том числе и позволяющая осуществлять все вышесказанное без народного контроля). Конечно, все будут на словах поддерживать инициативы, но вместе с тем изо всех сил саботировать их реализацию — потому что часто личное благосостояние всех, против кого сегодня выступает президент, связано с сохранением именно существующей системы распределения средств и богатств. Даже в условиях, когда сохранение существующей системы уже стало серьезной и подтвержденной угрозой существованию самого государства.
Да и сам президент и связанная с ним команда — это тоже наследники той самой системы, которая в 2022 году стала причиной возникновения угрозы для существования страны.
Программы будут разработаны, в сентябре ожидается новое послание президента народу Казахстана, в котором в очередной раз будут озвучены необходимые меры для укрепления страны как самостоятельного, независимого, стабильного государства с уверенном в своем будущем состоятельным населением.