ГЕРОЙ ДНЯ

Хобби – помогать: как горняки и металлурги стали волонтерами для особенных детей

Будний вечер – встречи с друзьями после рабочего дня, ужин в кругу семьи. Отличный план. Однако некоторые риддерчане дважды в неделю отступают от него. Отказываются от отдыха и после трудовой смены идут туда, где им предстоит другая работа, трудная и сложная. Завершив ее, они устают, бывает и плачут от переполняющих эмоций. Дело это совершенно неоплачиваемое. Если не считать платой улыбки и объятия детей, которые лишены внимания родителей и каждый раз с нетерпением ждут прихода гостей-волонтеров, чтобы те провели с ними пару часов в интересных и познавательных играх.

В Центре внимания

В риддерском Центре поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывают ребят разного возраста. Здесь можно увидеть и трехлетних малышей, и семнадцатилетних подростков. Некоторые из них здоровы, другим приходится бороться со сложными болезнями. Одним посчастливилось в прошлом иметь настоящую семью, другим приходилось выживать практически без заботы родителей.

 

Истории их жизни отличаются, как и причины, по которым они попали в Центр. Объединяет всех воспитанников одно – их детство складывается совсем иначе, нежели у сверстников, которые растут в семьях.

– Для наших ребят непривычны самые обыденные вещи, например, учить стихи вместе с кем-то из взрослых или сервировать стол с мамой, – рассказывает заведующая Центра поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Анна Игонина. – Из таких, казалось бы, ничем не примечательных моментов и складывается счастливое детство. Очень хочется, чтобы и у наших воспитанников оно было, несмотря на все превратности судьбы. Мы стремимся, чтобы центр стал для ребят настоящим домом. Это непросто, ведь здесь дети находятся недолго, максимум полгода. От нас их переводят в интернаты, детские дома, кого-то определяют в семьи.

 

Однако педагоги уверены, что и за считанные месяцы пребывания в Центре вполне реально изменить ребят, создав для них уютную атмосферу.

– Детям необходима социализация, общение с людьми, которые не входят в число наших специалистов, – отмечает Анна Вадимовна. – По этой причине мы решили сотрудничать с волонтерами, чтобы они приходили в Центр и проводили время с ребятами.

Рука помощи

Добровольные помощники с радостью включились в работу.

 

– Дети, которые живут в семьях, достаточно мобильны. Мы об этом даже не задумываемся, – отмечает Исполнительный директор Общественного фонда «БлагоДарую» Елена Гречишкина. – Пришли выходные – навестили бабушку, наступило лето – отправились всей семьей на отдых. Новые знакомства, смена обстановки бесценны для развития ребенка. Дети из Центра лишены таких возможностей, им не хватает впечатлений и положительных эмоций. Мы с педагогами решили – ребятам непременно нужен праздник. Самый-самый настоящий: с гостями, веселыми играми и конкурсами. Разумеется, учли и познавательный компонент, чтобы дети провели время с пользой.

Будущих волонтеров для развлекательного обучения детворы решили искать среди сотрудников компаний, с которыми сотрудничает фонд «БлагоДарую». К выбору кандидатов подошли со всей серьезностью.

– Главным критерием было осознанное отношение к волонтерству, то есть готовность регулярно выделять для этого время, пройти обучающий тренинг «Волонтерство» и так далее, – делится Елена. – К счастью, таких людей оказалось достаточно. Многие сомневались, что у них получится наладить диалог с детьми, потому что они не педагоги. Мы всегда в таких случаях говорим, что детям важна ваша искренность и теплота, а вовсе не то, есть у вас диплом учителя или нет.

 

Среди тех, кто задавался этим вопросом, была и Любовь Смоляженко.

– Я работаю в металлургическом цехе «Казцинка». Вот и представьте, насколько я далека от педагогики, – смеется Любовь. – Как услышала предложение пойти в Центр волонтером, в первую же секунду вспомнила своего сына маленьким. Сколько мы уделяли ему внимания! Да и до сих пор уделяем, ему сейчас семнадцать. Вспомнила и подумала, а как же детишки в Центре: вдали от родителей, без семьи?! Решила – пойду. Спасибо муж меня поддержал, сказал: «Люба, раз у тебя сердце екнуло, иди, помогай детям». На первой встрече мы должны были заниматься сказкотерапией, то есть читать детям волшебные истории. Я себя успокаивала, думаю, уж с этим я точно справлюсь – благо своего сына вырастила, опыт есть. Все равно, конечно, волновалась. Мысленно про себя проговаривала, что буду говорить и как. Пришли туда… дети навстречу высыпали, в глаза заглядывают чуть настороженно, но с интересом, кто-то даже руки тянет обняться – сразу беспокойство улеглось и слова нашлись сами собой.

Первая встреча пролетела сказочно быстро. За ней, как по волшебству, вторая, третья, десятая… На глазах педагогов Центра и волонтеров почти незаметно стало происходить чудо. Обыкновенное, но от того не менее долгожданное.

– На первом занятии некоторые ребята держались особняком, – вспоминает Елена Гречишкина. – Наблюдали со стороны и лишь иногда односложно отвечали на вопросы. Мы понимали, почему: у многих замедленная речь, ведь они были толком лишены общения внутри семьи. Дети осознают, что плохо говорят и, частенько, стесняются вступать в диалог. Мы не торопили. И правильно. Смотрим, один втянулся в разговор, потом другой присоединился. Мы готовы были аплодировать, когда ребята стали нам «выдавать» прямо предложения! Начали, пусть и робко, говорить о себе, о своих мечтах. Помню, один мальчик-подросток стоял одиноко и смотрел на нас с грустинкой. Я разговорила его и он неожиданно признался, что любит футбол, но уже очень давно не играл – не с кем, вот и приуныл. Мы придумали выход из положения. Пригласили в Центр местную футбольную команду, спасибо спортсмены отозвались на нашу просьбу. Видели бы вы глаза этого мальчишки, когда он узнал, что его ждет матч с настоящими футболистами!

Первый контакт

Символично, что дружба между «гостями» и воспитанниками Центра началась со сказок. На время занятий волонтерам предстояло в полной мере почувствовать себя феями, то есть знать и уметь чуть больше, чем всё на свете.

 

– Мы и клеили, и лепили, и рисовали картины из песка, что только не делали, – вспоминает Любовь. – Часто и разыгрывали сценки по книгам. Первую из них я очень хорошо помню. Я и моя напарница Лена Серова, она, кстати, тоже из «Казцинка», решили сделать небольшое представление по сказке «Репка». Мы с Леной перед этим так старательно репетировали, будто артисты в настоящем театре!

Быть мастером на все руки очень непросто. Еще труднее оказаться готовым к совершенно неожиданным просьбам детей.

– Многие моменты мы заранее оговариваем на тренингах, – поясняет Елена Гречишкина.  – Например, загодя предусматриваем, чтобы на музыкальных мероприятиях никогда не звучали песни со словом «мама». То же самое касается и стихов. Это больной вопрос для всех детей, независимо от возраста. Ребята постарше чаще всего и сами обходят тему мамы стороной, а вот с малышами бывает по-всякому. Однажды девочка подошла к волонтеру, обняла ее и горячо выпалила: будь моей мамой! Женщина опешила, я поспешила на выручку. Очень ласково объяснила малышке, что мама у нее уже есть, ведь не бывает на свете людей, которые рождаются без нее и сразу же постаралась переключить внимание ребенка на игру. Говорить такие вещи тяжело, как и в целом сложно видеть детей, которые растут без семьи. При ребятах мы, само собой, держимся, а за дверь выйдем – глаза на мокром месте.  Поэтому волонтерам мы настоятельно советуем после занятия обязательно принять ванну или душ – сбросить напряжение и восстановить силы.

 

Как бы ни было трудно, добровольные помощники не теряют оптимизма и придумывают новые сценарии для занятий. Их основной принцип – знания дети должны получать в увлекательной форме.

– Нужно не бояться фантазировать и творчески подходить к делу, – отмечает Елена Гречишкина. – Я как-то увидела ароматическую лампу и подумала: а почему бы нам не провести для детей сеанс аромотерапии и заодно рассказать им о благовониях? Загорелась идеей, взяла лампу, эфирные масла и вперед, – улыбается Елена. – Ребята, особенно маленькие, восприняли это занятие, как нечто магическое. Вот в такой необычной форме дети узнали, как пахнет, например, эвкалипт или мандариновое масло.

…и немного любви!

Со временем у волонтеров появились свои собственные «профессиональные» секреты, которыми, впрочем, они охотно делятся.

– При встрече я обязательно обнимаю каждого ребенка, – делится Елена Серова. – Ребят помладше поднимаю на руки или сажаю на колени. Со старшими после объятий у нас завязывается серьезная беседа: как дела, как прошел день, какие новости. Дети и сами с радостью задают вопросы. Помню, одна маленькая девочка Карина спросила меня, где я живу. Я назвала адрес, она меня так растрогала своим простодушным ответом: говорит, я обязательно приду к тебе в гости. Кто знает, может и придет когда-нибудь, – улыбается Елена.

 

Нередко дети воспринимают волонтеров как своих друзей и доверяют им собственные секреты.

– Был у меня забавный случай, – вспоминает Любовь Смоляженко. – Однажды подходит ко мне Катя, девочка лет шести, и протягивает небольшую сумочку: вот, говорит, подержи, пожалуйста, пока я играю. Еще очень серьезно добавила, смотри только, не потеряй мою сумочку. Потом подумала чуть-чуть и шепчет мне заговорщически, аж с придыханием:  у меня же там целая шоколадка.

Ребята постарше в силу возраста уже не столь откровенны. Педагогам и волонтерам требуется немало такта, чтобы разговорить подростков.

– На одном занятии я обратила внимание на Ксюшу, – говорит Елена Гречишкина. – Ей семнадцать лет и прежде она всегда участвовала во встречах, играла с малышами, помогала им делать какие-то поделки. А тут – не узнать девочку. Стоит особняком, на контакт не идет. Я подошла к ней, осторожно завела беседу. Слово за слово… оказалось у Ксюши умер близкий родственник. Я выразила ей соболезнования, рассказала о своих утратах, чтобы девочка почувствовала – она не одна столкнулась с таким горем и люди действительно способны ее понять. Мы поговорили по душам и после разговора Ксюша немного ожила. Эта история очень хорошо иллюстрирует, что детям приходится сталкиваться с серьезными проблемами и бедами. Тем более, в дальнейшем многим из них предстоит строить свою жизнь с нуля.

 

Именно поэтому волонтеры решили начать работу над проектом «Наставники».

– Его цель– подготовить ребят к взрослой жизни, – говорит Елена Гречишкина. – Помочь представить себя в будущем, правильно определиться с выбором профессии. Кроме того, подростков нужно обучить ведению домашнего хозяйства. Допустим, умение готовить вкусные и полезные блюда необходимо в жизни каждому. Отдельная тема – ведение семейного бюджета, финансовая грамотность. Направления можно перечислять очень долго.

Пока проект «Наставники» на старте, но волонтеры уверены, что он принесет хорошие результаты.

– Во время наших встреч был очень показательный случай, – рассказывает Елена Гречишкина. – Девочка Валя, которой уже семнадцать лет, подошла и сказала, я тоже хочу быть волонтером. Мы сразу же выдали ей нашу униформу с надписью «волонтер» и спросили, откуда такое желание. Валя ответила, что она знает, какой тяжелой может быть жизнь и очень хочет избавить от этого знания других, для того и станет волонтером. В ту минуту нам стало, как никогда ясно: все что мы сделали, делаем и будем делать – не напрасно!

Вверх