Сенаторы Ольга Булавкина и Шакарым Буктугутов обратились к премьер-министру РК со своим вариантом решения экологических проблем в Казахстане и, в частности, в Восточно-Казахстанской области и Усть-Каменогорске.
По мнению сенаторов, необходимо:
- во-первых, построить в Усть-Каменогорске новую ТЭЦ (потому что существующей более 70 лет, оборудование изношено, а мощности не хватает),
- во-вторых, ужесточить ответственность операторов за выдачу диагностических карт, не соответствующих состоянию автомобилей (возраст личных автомобилей в Усть-Каменогорске в среднем 15 лет, а общественного транспорта – 30 лет, они выбрасывают слишком много вредных веществ),
- в-третьих, разработать и утвердить требования к контролю качества нефтепродуктов и твердого топлива,
- а еще ужесточить правила выдачи экологических разрешений на деятельность автономных систем теплоснабжения и найти способ, как наказывать крупные промпредприятия за отказ от внедрения автоматизированных систем мониторинга за дымовыми выбросами и стоками.
Плюс к этому сенаторы предлагают вернуть ночной тариф на электроэнергию для частного сектора, что, по их мнению, уменьшит сжигание твердого топлива в домах с печным отоплением.
Так, строительство новой ТЭЦ в Усть-Каменогорске – не просто чрезвычайно затратное дело (что уже само по себе станет тормозом для инициативы), но и вызывающее еще больше вопросо, например, а кто будет платить: некий инвестор или бюджет, а вопрос возврата инвестиций будет решаться через увеличение тарифа, а само строительство ТЭЦ потребует и перестройки всей теплосети или нет? Ну, кроме того, что сейчас в Усть-Каменогорске уже есть ТЭЦ, а ее владелец наверняка будет не в восторге, что кто-то соберется полностью отжать этот дымный бизнес, и, значит, пропадает смысл уже на этапе обсуждения строительства новой ТЭЦ что-то вкладывать в работу старой: кто потом вернет эти деньги на ремонты и модернизацию оборудования. Впрочем, в запросе сенаторов вполне может идти разговор о ТЭЦ, которая должна была обеспечивать левобережную часть города теплом – мы сообщали ранее о таком проекте и отсутствии его реализации.
Решить проблемы автовыхлопов повышением ответственности при техосмотре – ну мы знаем, что это не сработало при введении новой системы технического осмотра, а даже высокая ответственность самих диагностов вообще не решит проблему, что казахстанцы, увы, в массе своей не могут себе позволить ежегодно обновляемый личный автопарк, да и автоперевозчикам, по словам последних, не хватит никаких денег, чтобы обновить свои автопарки в соответствии с желаниями сенаторов улучшить обстановку. То есть проблема должна решаться какими-то иными методами, а не просто ужесточением ответственности за техосмотр.
Усилить требования к качеству топлива и нефтепродуктов? Как будто у нас настолько много на рынке предложения топлива с разным качеством, что мы можем выбирать более качественное топливо (которое, впрочем, к тому же дороже низкокачественного).
Вернуть ночной тариф – это да, хорошее предложение. Если не учитывать, что затраты его поддержание частный поставщик точно предъявит антимонопольному органу как необходимые к погашению, а значит, надо увеличивать тарифы дневные или ждать субсидий от государства. В предложении сенаторов мы не увидели, как этот вопрос предполагается решать? Увеличением тарифа для всех ради того, чтобы частные домохозяйства с печным отоплением ночами топили с помощью электричества (которое все равно вряд ли окажется ниже стоимости отопления на угле)?