Соответствующий лот на портале государственных закупок разместили специалисты аппарата акима Восточно-Казахстанской области. Называется он «Услуги автомобилем представительского класса». Стоимость – 4 370 535 тенге без учета НДС. Планируется, что этих средств должно хватить на весь год.
В технической спецификации говорится, что услуги по транспортному обслуживанию должны быть оказаны автомобилями с государственными регистрационными номерными знаками, с буквенным индексом KZ, QR, UD. Заметим, что наличие автотранспорта с зарегистрированными государственными номерными знаками с подобными литерными сериями является обязательным требованием для въезда на территорию администрации президента, парламента, правительства и других государственных органов Республики Казахстан.
Требования к авто для поездок главы области и его заместителей: год выпуска: не ранее 2010, рабочий объем двигателя: не менее 1790 см3. Что должен делать поставщик по договору? Обеспечить круглосуточный выезд автотранспорта по заявке заказчика, в выходные и праздничные дни (при этом езда вне установленного графика, т.е. с 23.00 до 06.00 ч. оплачивается по утвержденным тарифам отдельно). Подавать авто нужно в чистом виде, с чистым салоном, с отсутствием запахов ГСМ, табачного дыма, с прогретым салоном в зимний период и охлажденным в летний.
Отдельно оговорено невольное подслушивание водителем разговоров и встреч в салоне автомобиля: «Работники поставщика обязаны не распространять конфиденциальную информацию, ставшую им известной в силу исполнения служебных обязанностей», – написано в документации.
Стабильность в этом вопросе поразительна. Это не первый и не единственный договор подобного рода. Постоянным победителем в таких договорах становится РГП “Автохозяйство УДП РК”.
С апреля 2016 года по настоящее время на портале госзакупок мы насчитали 23 записи, связанных с аппаратом акима ВКО и этим предприятием – все на обеспечение “въездным” автомобилем акима области и его замов. Суммы договоров, естественно, становятся все больше и больше. Если в 2016 году полугодовой договор стоил 1,8 млн, то в 2023 (в январе) – уже 4,9 млн, а ноябрьский договор – 3,2 млн.
Вроде бы и суммы небольшие, и акиму надо в столице больше работать, эффективно используя свое время в Астане на дела, а не на поездки по городу, например, на такси, и не на путешествия пешком от КПП до резиденции высоких лиц. Но нам по-прежнему любопытно, как и два, три года назад – почему вроде бы правительственные транспортные задачи, обеспечивающие правительственные же запросы для региональных государственных чиновников должны оплачиваться из местных бюджетов этих чиновников в пользу РГП “Автохозяйство УДП РК”?
То есть как это понимать? Чтобы не перегружать бюджет страны, у акимов областей еще и есть выбор – то ли платить за свое передвижение по столице деньгами областных бюджетов, а то ли сэкономить и не платить, раз уж правительство не побеспокоилось о комфорте и скорости передвижения акимов в столице?
И, получается, что акимы при таком выборе решают – платить и не экономить на себе – а то путь от КПП до резиденций длинный, вдруг, пока пешком дойдут, устанут и не смогут достойно исполнять свои акимские функции?
Мы бы предложили правительству запустить гольфкары от ворот до крыльца в таких ситуациях – наверняка аренда гольфкаров стоила бы дешевле представительского автомобиля. А по самой столице можно и за счет командировочных поездить – на такси или ином пассажирском транспорте. Впрочем, сомневаемся, что акима ВКО и его столичных начальников заинтересует такое предложение. Комфортные условия работы, знаете ли, очень способствуют эффективности этой самой работы, верно?