И только со следующего года в стране наконец-то вступят в силу правила проверки безопасности автодорог. Впрочем, они будут носить лишь рекомендательный характер.
По данным пресс-службы АО «КаздорНИИ», в Казахстане впервые утверждён документ, предписывающий оценивать безопасность автомобильных дорог ещё до их строительства/реконструкции. Ведомственный свод правил «Процедуры безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах», разработанный КаздорНИИ и утверждённый Комитетом автодорог, вводится в действие в начале 2025 года.
Документ этот закрепляет понятия «детальный анализ ДТП» и «инспекция безопасности дорог», что закладывает юридическую основу для системного улучшения ситуации с аварийностью. Правила опираются на международные стандарты и будут применяться в пилотном режиме, с перспективой внедрения обязательного для исполнения ведомственного норматива.
«В казахстанском законодательстве не существует понятий аудита и инспекции безопасности автодорог. Соответственно, в стране нет структуры, которая координированно отвечала бы за данные вопросы. Необходимая работа не проводится. Сейчас мы хотим внедрить такую систему. В этом году приказом КАД МТ РК утвердили документ, который регламентирует проведение анализа аварийности и безопасности дорог аттестованными и аккредитованными специалистами», — сказал директор департамента стандартизации КаздорНИИ Андрей Чжен.
По его информации, в развитых государствах аудит дорожной безопасности делают еще на этапе проектирования. Это помогает исключить ошибки на ранних стадиях и избежать высокой смертности и травматизма в ДТП. А на уже построенных участках проводится инспекция, по результатам которой аудиторы дают рекомендации для устранения опасных условий.
«Тема суперактуальна для Казахстана учитывая, что за неполный 2024 год зафиксировано свыше 2700 ДТП, в которых погибло более 2 тысяч и получили ранения свыше 30 тысяч человек», — отметил он.
В институте привели и неутешительную статистику по ДТП: с 1991 по 2021 год в республике зарегистрировано почти 460 тыс. ДТП, в результате которых трагически погибли около 88 тыс. человек и более 550 тыс. человек получили травмы. 2023 год: 10,5 тыс. ДТП, 2,2 тыс. погибших, 16 тыс. раненых. I полугодие 2024 года: 10,2 тыс. ДТП (рост на 88,3% к I полугодию 2022-го). 981 погибший, включая 126 детей (+ 7,1%). 12,8 тыс. раненых (+ 88,7%).