Ряд сенаторов отправили запрос на имя премьер-министра РК. Они пишут Олжасу Бектенову, что действующая демографическая политика продолжает носить фрагментарный и несогласованный характер. Функции управления демографией и миграцией распылены между различными ведомствами, что исключает возможность системного анализа, проактивного планирования и консолидации усилий государства. В результате – отсутствует единый вектор демографического развития, снижается результативность реализуемых программ, усиливается институциональная и территориальная асимметрия.
В связи с этим правительству предлагается рассмотреть несколько депутатских предложений. Главное — разработка и принятие Концепции демографической политики РК. По данным авторов запроса, в стране отсутствует системный рамочный документ, определяющий стратегические приоритеты в данной сфере. Это создало институциональный вакуум, лишив страну инструмента межведомственной консолидации и программного целеполагания. Между тем, Казахстан сталкивается с рядом устойчивых и усугубляющихся демографических вызовов:
— Снижение уровня рождаемости: по данным БНС АСПиР РК, суммарный коэффициент рождаемости сократился с 3,02 (2021 г.) до 2,96 (2023 г.), с тенденцией к дальнейшему снижению;
— Старение населения: доля граждан старше 60 лет достигла 13,2% (2023 г.) и прогнозируется на уровне 16,7% к 2050 г., что квалифицирует Казахстан как «стареющее общество» (по классификации ООН);
— Региональные диспропорции: в ряде северных и восточных регионов наблюдаются процессы депопуляции и устойчивого миграционного оттока;
— Рост урбанизации: усиливается концентрация населения в агломерациях, сопровождаемая деградацией малых и средних населённых пунктов;
— Рост миграционного оттока, особенно молодёжи и квалифицированных кадров.
Комплексность этих вызовов требует не отдельных инициатив, а целостного, межведомственно скоординированного и научно обоснованного подхода. Концепция должна охватывать все этапы жизненного цикла — от рождения до активного долголетия, включать инструменты территориальной политики, трудовой мобильности, репродуктивного и миграционного планирования, и содержать ориентиры, определяющие, каким Казахстан видит свой демографический облик к 2050 году и далее.
Остальное вытекает из первого:
«Предлагается рассмотреть вариант наделения одного из действующих государственных органов расширенным координационным мандатом с закреплением соответствующих функций на нормативном уровне. Такой шаг позволит:
— Обеспечить целостную стратегическую координацию в области воспроизводства населения, миграции, занятости, социальной политики и регионального планирования;
— Внедрить предиктивный и сценарный подход на базе системного мониторинга демографических процессов и поведенческих факторов;
— Выстроить устойчивый механизм межведомственного взаимодействия, включая согласование программ, индикаторов и бюджетных приоритетов;
— Концентрировать ответственность, ресурсы и экспертизу в одном операционном центре принятия решений, способном выступать драйвером всей демографической повестки на национальном и региональном уровнях».
Кроме того, сенаторы считают, что было бы неплохо опереться в этом деле на системную аналитику. Прогнозы Центра развития трудовых ресурсов, на которые сегодня опираются государственные органы, выступают лишь проекцией, учитывающей показатели уровня рождаемости, смертности, притока и оттока населения, но не учитывающих целый ряд социальных и демографических факторов, стоящих за этими показателями. В этой связи, предлагается создать Национальный центр анализа демографических и миграционных процессов, объединяющий социологов, экономистов, статистиков, урбанистов, специалистов по репродуктивному здоровью.