Весь наш мир — социализирован. Все взаимоотношения построены на договоренностях, улыбках, словах, одинаковых понятиях об одинаковых вещах.
Тем, кто не принимает обычное отношение к миру, жить в нем сложно. У обычного человека есть только один мир — вокруг него, он живет только им и пытается всех вогнать в прокрустово ложе своего восприятия. И все наше общество состоит из таких людей.
В нашем мире аутизм — проблема.
Жизнь аутиста — богаче. В дополнение к окружающему миру у них есть еще и свой — внутреннний. И внешний мир им интересен гораздо меньше. Но общество всеми силами пытается у ребенка-аутиста вызвать интерес к общению, к обучению, к исследованию внешнего мира.
А они — не хотят. Им гораздо интереснее то, что происходит в их мире. Но при этом — живут-то они и в обычном мире тоже. И этим детям, и их родителям необходима помощь — справиться с обычным миром, стать его частью.
Если судить по мировому опыту, многие дети-аутисты вполне комфортно вживаются и в «большое» общество, принимают часть наших правил, учатся, устраиваются на работу и живут тем, что обычные люди называют полной и счастливой жизнью. Но если не развивать навыки обучения и общения с раннего детства, всего этого может и не быть.
Вы помните фильм «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в роли взрослого аутиста и Томом Крузом в роли его жизнерадостного и коммуникативного брата? Вот этот фильм — упрощенный пример, насколько тяжело совместить два мира в одном человеке. Один мир — свой, привычный, в котором все давно разложено по полочкам, пронумеровано и не терпит изменений. Второй — мир вокруг, который вторгается во внутренний и пытается изменить всю его суть.
Вы способны были бы пережить попытки изменить вас, вопреки вашему желанию? Даже если это необходимо для вашей же жизни в будущем. Вот и такие дети сопротивляются всем своим существом вторжению чужого для них мира.
Задача родителей и педагогов — сделать так, чтобы такое вторжение в итоге принесло бы только пользу. У этих детей тоже есть будущее в нашем мире, главное — найти возможность показать им, что и в этом мире есть много интересного, а другие люди не настолько ужасны, как им кажется.
Конечно, здесь просто необходима помощь специалистов. Они изучают опыт других стран в попытках сделать ребенка-аутиста более отзывчивым к внешнему миру. Разрабатывают наиболее эффективные и менее травматичные методики, помогают родителям вернуть их ребенка в более привычные для общества реалии: учиться, познавать внешний мир, разговаривать, улыбаться, отвечать на улыбки, жить и работать в окружении, созданном для менее замкнутых людей.
Открывшийся на днях в Усть-Каменогорске центр «Асыл Мирас» окажет такую помощь. По двум методикам — классической и специальной — специалисты центра постараются помочь детям влиться в обычный мир, а родителям подскажут, как помочь ребенку раздвинуть рамки собственного мировосприятия.
Помощь нужна не только самим детям, но и их родителям. Каждый день они вместе преодолевают тысячи проблем и трудностей. Дети не хотят учиться, не хотят реагировать на происходящее вокруг. Заставить их перемениться — невозможно. Помочь им увидеть интересное и в нашем мире — можно. Но это требует огромных сил, монументального терпения и выдержки. Новый центр — лишь один из вариантов такой помощи. По крайней мере, у родителей таких детей появляется доступ к новым методам обучения, доступ к игрушкам, пособиям, книгам, мировому опыту. Ведь далеко не все могут себе позволить такое.
Вы не задумывались, насколько дороже жить с ребенком, которому постоянно нужна помощь, поддержка и контроль? Многие мамы вынуждены не работать и посвятить себя попыткам помочь ребенку выстоять в этой борьбе двух миров. Многие мамы остаются одни. И выбора у них на самом деле нет. И помощь им нужна далеко не только в обучении ребенка, но и просто для того, чтобы выжить.
Для обычных людей, у которых только один внешний мир, ребенок аутист кажется замкнутым и необучаемым. Вот потому им и сложно выжить в нашем мире.
Каждый такой ребенок отличается от других. Если аутизм и заболевание, то сегодня никто не может назвать причины, его вызывающие, никто не может излечить это заболевание, да и окончательно определить — а заболевание ли это вообще.
Может быть, аутизм — это такой предельный вариант нормы, а мы просто слишком «общественны», чтобы принять такой взгляд.