Это ужасная тема. С одной стороны занудствовать на тему того, что город обесчещен летними ремонтами – стыдно. Ведь горожане сами просили откапиталить улицы, а то ездить было невозможно от ямы к яме. И ныть про то, что город находится в стадии войны со своим населением, как-то даже неудобно. Вы разве против лучшего будущего? Но вопросы – не к счастливому будущему, а к ужасному настоящему и организации ремонтных работ.
Устькаменогорцы видят, что происходит в городе. Транспортный коллапс. Самое ужасное городское лето в истории. Разгром и саботаж. Именно так выглядит ситуация, когда месяцами на развороченных улицах города (но не на главной магистрали!) лениво переругивается пара рабочих, да сиротливо елозят туда-сюда парочка грейдеров – это ремонт, господа.
Когда капитальные ремонты происходят на проспекте Независимости или Абая – они быстро начинаются, активно делаются и довольно быстро заканчиваются новым асфальтом или хотя бы заделанными дырами. Мы все свидетели этих процессов.
Когда капитальный ремонт касается не настолько центральных улиц – на Стрелке, на улице Астаны, на Протозанова, на проспекте Сатпаева – никто никуда не торопится. Несчастная набережная в районе мемориала второй год страдает от ремонта, в котором неторопливо ковыряются подрядчики. Мало было Стрелки – переворотили и Протозанова. Мало было Протозанова – закрыли и мост через Ульбу, который хоть как-то сглаживал аховую ситуацию с транспортом. Про район КШТ и говорить не приходится – там словно иллюстрация того, как рвение государственных деятелей способно испортить жизнь целому городу на долгие месяцы, а то и годы.
Две недели назад общественники провели рейд по улицам города и задались вопросом: а почему, собственно, так долго длится торжество современных технологий? За прошедшие две недели лучше не стало.
Кто-то вообще занимается планированием городской жизни? Или запустить новые проекты – это уже самодостаточная цель, и после запуска и близкого «освоения» денег больше ничего и не нужно?
Чем занимаются руководители города и области, если в столице Восточного Казахстана невозможно проехать из одного района в другой на протяжении уже нескольких летних месяцев?
И что будет, когда начнется сезон дождей? Ведь сроки ремонта не предполагают, что к октябрю дороги будут завершены – это что же за месиво ожидает нас в ближайшие недели?
Скоро закончится летний сезон – и тысячи людей вернутся из отпусков, с Бухтармы, с дач, родители начнут каждое утро в самое пиковое время развозить детей по школам, детсадам, гимназиям и забирать их оттуда – и что произойдет тогда, если уже сейчас город заполнен автомобилями, потому что предназначенные для них улицы им недоступны?
Только вчера прозвучало оптимичное: реконструкционные работы на мосту Протозанова-Астана будут завершены в течение месяца. Верите? Давайте пройдемся по основных вехам событий последних месяцев.
Март.
Неожиданное половодье, которое катастрофой прошлось по городу и по области. Не до ремонтов. Затопило город, затопило проспект Сатпаева. Затопило все окраины, ну этих-то вообще не жалко, там про нормальные дороги никто не помнит, незачем и вспоминать.
Апрель.
Начинается сезон заплаток на дорогах после зимы. Идут конкурсы на ремонт дорог. Обещают средний ремонт. На набережной около мемориала закрывают движение, чтобы к праздникам успеть уложить асфальт. Микрорайон почти блокирован, автобусы идут в объезд. Потерпите, все будет хорошо.
Май.
Удачно быстро убрали пешеходные переходы у Комендантки и построили обходные пути под мостом. Чуть позже так же быстро отменили переходы около «Колоса» и «Прогресса». Автомобили смогли ездить быстрее по этим участкам. Приготовились к ремонту проспекта Независимости, ул. Карбышева, Пограничной, Молдагуловой – и там ремонты были завершены в разумные сроки. Перекресток проспектов Абая и Независимости надолго почти блокировали строительные работы по возведению надземного перехода – вплоть до одной полосы в каждом направлении. Автомобили стояли в огромных пробках – но ради будущего пешеходов. Перекрыли часть улицы Астана – началась реконструкция дороги – обещали за три недели все закончить, на деле протянулось гораздо дольше, почти до августа.
Июнь.
В июне рассказывали, каким замечательным будет Иртышский мост (про этот долгострой даже упоминать уже стало дурным тоном). На проспекте Сатпаева становится страшно ездить – ремонт пусть и не отрезал полностью, но очень сильно ухудшил транспортное сообщение между двумя районами города – обещают закончить к сентябрю. Закрыли проезд от улицы Утепова до улицы Казыбек Би, пообещали, что за июнь все сделают. На улице Астана вовсю продолжается ремонт полотна, въезды во дворы почти перекрыты, и.о. акима города говорит, что ради удобства спортсменов, участников июльского волейбольного чемпионата, надо в первую очередь сделать часть улицы до гостиницы – а то им будет неудобно. Об удобстве горожан вопрос если и возникает, то быстро затухает: ради них же стараются, переживут, подождут. Выползли на свет ошибки проектировщиков на некоторых участках дорог – сроки завершения ремонта отодвигаются сами собой. Аким области недоволен, обозвал работу ЖКХ и акимата города безграмотной, но сроки переделки проектов от этого не сократились. Перекрывают частями улицу Протозанова между двух мостов, обещают сделать быстро. Подождите, все у вас будет – новые чистые и красивые улицы – в следующем уже году, когда закончатся послезимние ямочные ремонты.
Июль.
Закрыли проспект Сатпаева, закрыли ул. Астана, Протозанова, Пограничную. Параллельно аким области распорядился провести ремонты во дворах – пожалуйста, вы хотя бы дороги сначала закончите! Ул. Протозанова на Стрелке стала практически недоступной для автомобилей ниже джипов – дорожное полотно сняли. Техники и рабочих на разгромленных улицах почти не видно – несколько грейдеров, несколько рабочих – ремонт кипит! Параллельно реконструируется пляж на Октябрьском острове – обещают закончить за один день до завершения купального сезона – своевременно и логично. И маркер качества – обновленные трамвайные переезды. Посмотрите, как проехать по такому переезду на самом активном пересечении – с ул. Ауэзова на Ульбинский мост – два пролета нормально, а третий – прощай, подвеска: и какой смысл был обновлять тот же бугор, что и был? Ничего, ничего, потерпите.
Август.
Все те же проблемы предыдущих месяцев, но 8 августа добавилось закрытие движения через Ульбинский мост – моментально в городе застопорился транспорт. Капитальные ремонты остальных улиц не закончены. Фактически – половина города в разгромленном состоянии. До дождей и снега остается все меньше времени. Лето заканчивается… Потерпите, все будет хорошо…
Всегда можно найти тысячи причин, почему что-то не делается вовремя или хорошо. Их и находят: недофинансирование, нехватка рабочих, техники, денег, времени… Это в каких-то других странах капитальные ремонты дорог проходят за считанные недели. У нас своя, уникальная технология, требующая для ремонта годы.
Такая ситуация прогнозируется каждый раз – начинаем с пылом и жаром, потом все приостанавливается, сроки меняются, цены растут. Руководители города и области ругаются на подрядчиков, те отбрехиваются, потому что именно вот эти ругающиеся на них прилюдно руководители и обеспечивают финансирование проектов, а с этим обычные привычные проблемы.
У редакции много вопросов
Например, почему на надземном переходе на проспекте Независимости даже каркас и тот не удалось до сих пор построить?
Почему на развороченных улицах города нет работы дорожных строителей? Асфальт снят, машины перебираются по фактически грунтовой дороге в элитных районах центра города – по ямам и колдобинам – почему?
Почему сроки завершения масштабного ремонта, блокирующего целые микрорайоны, переносятся?
Почему возникла такая срочная необходимость затевать капитальные ремонты дорог сразу в нескольких микрорайонах, тем самым фактически изолируя их вместе с жителями от остального города?
Почему работы переносятся на несколько месяцев – из-за их организационных или финансовых проблем – а потом «к празднику», «к визиту главы государства», «к дате» их лихорадочно пытаются закончить? Это – планирование?
И есть еще множество других вопросов. На часть из них мы попросили ответить ответственных чиновников. Но на некоторые вопросы мы знаем ответ и так. Потому что ситуация в Усть-Каменогорске – это следствие подходов к управлению городом.
Один аким не вылезает из скандалов – ему некогда, он то прячется в отпуске от народного гнева, то вроде бы как и выходит из отпуска, но не очень-то видно, чем он так занят на работе, раз на вверенной ему территории творится урбанистический кошмар. А там новый виток скандала… В такую пору приходится о себе думать, а не о том, как там люди добираются до собственного дома.
Другой аким, довольно активно принимает участие в строительстве всего в области, но и в городе тоже – весь город погрузился в пучину строительных работ. И в большинстве случаев именно аким области и был инициатором начала строительства и переустройства в отдельных точках областного центра. Но мало пожелать сделать ремонт, его еще и организовать надо. Толку-то просто ругаться на подрядчиков, если у них в ответ есть тысячи объективных причин? Тут или подходы менять надо или подрядчиков, или планировщиков, которые распланировать не могут.
ПАНОРАМА: ЭТО УЛИЦА АСТАНА В ОБЕ СТОРОНЫ ОТ ЗАКРЫТОГО МОСТА – ГДЕ РАБОЧИЕ? ГДЕ ТЕХНИКА? ГДЕ РЕМОНТ?
Дороги закрыты, техники то ли нет, то ли не хватает. И в это же время вдруг начинается реорганизация городского пляжа – и для парковки на нем находят и технику, и рабочих, и деньги, и время…
Господа, вы уж завершите что-нибудь одно прежде, чем ломать в другом месте! Раз уж никак не получается сделать все и сразу.