В Казахстане обсудят проект запрета оставлять детей дома одних. Уполномоченный по правам детей в Казахстане Сауле Айтпаева считает, что 10-12 летним нужно учиться самостоятельности.
На одной из пресс-конференций Сауле Айтпаева призвала обсуждать эту проблему:
“Ясно, что детей от нуля до трех лет дома оставлять нельзя. Это однозначно. Это обязанность предусмотрена. Касательно возраста “садиковского”, то тут нужно подходить в каждом случае индивидуально. Сказать, что будет такая общая норма на сегодняшний день, − нужно подумать”, — сказала уполномоченный по правам детей.
Продолжая тему, Сауле Айтпаева пришла к следующему выводу:
«Ребёнку 10 лет, вы его отпускаете в школу, в секции? Как вы это организуете? А если вам нужно куда-то сходить? Ему 10-12 лет, как он будет учиться самостоятельности? В вечернее время на улице понятно, но не оставлять дома? Это нужно рассматривать и обсуждать».
Еще полгода назад предыдущий уполномоченный по правам детей Загипа Балиева говорила о необходимости законодательно обязать родителей не оставлять одних дома детей до 12 лет.
«Наверное, уже нужно ввести норму, что родители не имеют права оставлять ребенка до 12 лет одного, без присмотра. Он даже не может дома оставаться один, если ему еще нет 12 лет. Этот вопрос мы уже прорабатываем», — заявила она в мажилисе Парламента, отчитываясь за 2017 год.
Позже она пояснила, что ее пугает статистика по детской смертности, а ее причины пугают еще больше. Каждый третий случай происходит из-за родительской халатности, и это, по ее мнению, нельзя оставлять без внимания: “Правительство вынуждено реагировать на подобные вещи, так как дети – это не только дети своих родителей, но и граждане республики. Их жизни в приоритете у государства. Дабы обеспечить максимальную безопасность, государство строит необходимую инфраструктуру, в том числе и виде законодательства. Сейчас в планах, я подчеркиваю, в планах, законопроект о детской безопасности, где один из рисков обозначен как родительская халатность. Это явление есть, и, думаю, отрицать его никто не станет”, – говорила она.
И теперь Сауле Айтпаева, назначенная на должность уполномоченного по правам детей 12 июня, тоже подняла вопрос об обсуждении этой темы. Да, мы только “за” то, что дети должны с малолетства учиться и самостоятельности, и ответственности. Но что тут обсуждать с точки зрения государственного регулирования взаимоотношений в семье? Государственных институтов по воздействию на детей и без того достаточно. Обязательств, установленных государством, у родителей и без того множество, и большинство из них закреплены в законодательстве.
Редакция FACTUM считает, что проблема «одних дома» детей является надуманной и избыточной.
Слишком навязчивое стремление государства изменить традиционные семейные ценности, да еще и с оглядкой на европейский опыт может лишить родителей права определять, как именно воспитывать собственных детей. Беспокойство вызывает то, что за обсуждением заботы о ребенке вновь и вновь предпринимаются попытки регулировать отношения внутри семей, причем за отправную точку взяв крайние проявления родительской беспечности. Говоря о халатности родителей и приводя жуткие, но все же нетипичные случаи, происходящие с детьми, государственные чиновники распространяют эти примеры на весь Казахстан. Как будто у все матерей и отцов страны цель – нанести вред своему ребенку, и государство это хотело бы пресекать. Вмешательство государства в семью и так достаточно велико, но при этом еще предполагать, что отношения в семьях требуют государственного регулирования – абсурд.
В Казахстане уже существуют законы, которые призваны обеспечивать и защиту, и безопасность детей, вплоть до ограничения доступа их к информации, которая могла бы им каким-то образом повредить. Государство все больше пытается перехватить функции опеки у родителей, в том числе и с той самой аргументацией: «это не только дети своих родителей, но и граждане республики». Если обсуждение о запретах в семейной жизни, в собственном доме приведет к тотальному контролю ваших взаимоотношений со своими детьми – хотели бы вы такого?
Да, существует европейский опыт – немецкий, финский, норвежский, шведский, французский. Но ювенальный опыт по западному типу – это не самый лучший способ укрепить семьи. Ребенок может быть изьят из собственного дома лишь по подозрениям в недостаточности его безопасности, часто основанных лишь на свидетельствах совершенно посторонних людей, в том числе и государственных служащих. Ребенок, огражденный от любого вида наказания, за исключением слов в максимально корректных формулировках, разве способен оценить последствия собственных действий? И какой же для него будет сюрприз, когда, внезапно войдя во взрослую жизнь, он ощутит на себе всю строгость взрослых методов наказания, хотя за то же самое еще вчера ему лишь мягко выговаривали? Неужели вы хотели бы такого для собственного ребенка?
Если беспокойство о безопасности младенцев еще можно объяснить логикой (но и при этом – безопасность детей внутри семьи все же должна быть ответственностью родителей, а не государства), то по каким причинам вообще ставится вопрос о том, что до 12-летнего возраста дети настолько несамостоятельны, что их ни на минутку нельзя оставить в одиночестве? И что последует за установлением такой нормы? Уполномоченные по безопасности детей будут ходить по квартирам и проверять, а не один ли ребенок дома?
Чрезмерная опека, чрезмерное ограждение от гадостей современного мира способны воспитать не просто инфантильных людей, но тех, кто не готов и не приучен отвечать за собственные действия. Беспокоясь о действительно сложной ситуации с равнодушием некоторых родителей, не боитесь ли «вместе с водой выплеснуть и ребенка»? Запугивая родителей регулятивными указаниями и запретами, не получите ли в итоге ситуацию, когда для уже для самих родителей будет безопаснее отстраниться от собственных детей, отдав создание его будущего, характера и воспитания под ответственность государственных представителей?
Все сотрудники издания периодически оставались в одиночестве уже с пяти-шестилетнего возраста. И как-то дожили до взрослой жизни. При этом основные правила безопасности им рассказали родители: не проверять гвоздиками розетки, не высовываться из окон, не открывать незнакомым, не оставлять открытым газ – и множество других жизненных правил. Неужели современные дети более уязвимы к обычной жизни?