ЖИЗНЬ

Доверяйте словам и мнениям. Точной оценки результатов переименования и цены этого редакции найти не удалось

Класс
Класс Супер Ха-ха Ух ты Кранты Ужас
2

Мы, редакция FACTUM, не обсуждаем само ожидаемое переименование Зыряновска в Алтай. Потому что сами переименования улиц, городов, областей – это обычная историческая практика, которая не влияет ни на что. Это происходило и будет происходить всегда и во всех странах. Живя в Казахстане, безусловно, мы понимаем, что практика переименований неизбежно будет продолжаться в соответствии с историческим моментом – это просто необходимо принять.

Но нам любопытны аргументы, которыми эту обычную практику решают обосновать.

Ситуация с ожидаемым переименованием Зыряновска в Алтай продемонстрировала, как те, кто обладает влиянием на информационные ресурсы, могут создавать нужное «общественное мнение» на пустом месте.

С самого начала (а первая информация о намерении переименования) была опубликована в начале июля, сообщения местных СМИ подхватили республиканские и практически сразу же сформировалась волна одобрения идеи.

Не было и особенного информационного ажиотажа, в том числе и в социальных сетях. Некоторые жители самого Зыряновска робко протестовали, но сразу же их мнения заглушались довольно резкой оценкой со стороны  оппонентов – обвинением было само мнение зыряновцев о нежелательности переименования. Якобы нежелание переименования автоматически делает тех, кто имеет это мнение, противников развития Казахстана и его независимости. Официальной оценки частным комментариям в соцсетях не было: ни противников переименования, ни его защитников. Борьбу частных мнений и обвинений официальные власти предпочли не замечать.

У противников переименования аргументов, кроме «не нравится», на самом деле нет. Сохранение исторического названия – не аргумент, пусть ему и больше двухсот лет, пусть оно и не связано с политикой, а всего лишь остается данью памяти человеку, открывшему природный клад.

Именно потому и проводятся общественные слушания, что зачинщиками переименований становятся именно сами жители – через общественных активистов, общественные советы или частные инициативы.

При этом у защитников переименования аргументы как будто бы есть: по большей части экономические. Якобы именно переименование Зыряновска в Алтай придаст огромный импульс экономическому  развитию и города, и района. Причем, насколько известно редакции, никаких экономических расчетов обоснованности таких утверждений не существует. Но они повторяются не только на уровне постов в социальных сетях или публикаций в СМИ.

Аким области Даниал Ахметов также убежден, что:

«Безусловно, переименование района будет экономически выгодно. Потому что понятие Алтай – брендовое. После изменения названия города, сюда потекут туристы. Для них необходимо создать достойные условия. С этой целью мы приводим в порядок улицы, которые не ремонтировались последние 30 лет, ремонтируем дорогу между городом и Усть-Каменогорском. Алтай – место происхождения многих народов, основа. Это место можно назвать колыбелью всего человечества. Думаю, жители меня поддержат».

Так приводит его слова во время посещения этого города информационное агентство «Казинформ».

На чем основано мнение акима об экономической выгоде переименования – непонятно. Но он ожидает поддержку своему мнению. Вероятно, у него есть основания утверждать, что в город сразу же «потекут туристы» – тем более что именно областная власть и занимается вопросами создания и развития туристической привлекательности региона.

Вчера агентство Спутник опубликовало статью об увеличении количества туристов в Казахстане, рассматривались причины, по которым это происходит, но в ней нет ни одного упоминания о том, что переименование городов дает всплеск туризму. Бренд – вероятно, да. «Шелковый путь», например, – современная интерпретация старинного пути. Но считать понятие ‘Алтай’ брендом региона, причем – конкретно Зыряновска?.. Этому понятию/бренду не одна сотня лет, он территориально связан как с Казахстаном, так и с тремя соседними государствами – и вряд ли переименование небольшого города добавит известности именно бренду ‘Алтай’.

Причем, в России, например, бренд ‘Алтай’ традиционно представлен намного шире и эксплуатируется гораздо чаще, чем в Казахстане, – и географически, и экономически, в том числе и для привлечения туристов. У нас можно считать брендом понятие ‘Рудный Алтай’ – но его туристические возможности также эксплуатируются давно и, вероятнее всего, свой потенциал, связанный с названием, этот бренд так же давно исчерпал.

Кстати, об экономике.

Яркое будущее, конечно, обещано, но кое-что необходимо оплачивать сейчас, в расчете на воодушевляющие перспективы.

Мы задались целью, узнать, насколько дорого вообще обойдется переименование города – хотя бы из соображений бюрократических: бумаги, вывески, упоминания в сети интернет, в официальных документах. Нам не смогли ответить на этот вопрос.

Любые переименования таят в себе существенные экономические затраты. Здесь и замена указателей, въездных групп в населённый пункт, аншлагов на домах и переоформление статусных государственных юридических и официальных документов в бумажном и электронном форматах, замена печатей и бланков, и многое другое. Нюансов множество и все они так или иначе требуют бюджетных затрат.

Как ни странно, но даже в теории никто не знает, сколько всё это стоит. Потому что данных на все эти затраты нет даже у экономистов тех населённых пунктов или районов, которые планируется переименовать.

Казалось бы, бюджетное планирование подразумевает просчёт различных вариантов развития событий, в том числе и таких, как возможное переименование. На самом деле – нет.

Как нам пояснил руководитель управления по развитию языков ВКО Айдын Шаймарданов, заранее затраты никто не просчитывает, потому что в соответствии с законом предложение о переименовании сперва должно пройти публичное обсуждение. А так как его исход заранее неизвестен, то смысла просчитывать экономические затраты наперед просто нет. Это лишняя работа. Так что все расчёты происходят уже после обсуждения и решения республиканской ономастической комиссии. После того, как экономисты всё подсчитают, формируется бюджетная заявка и выносится на рассмотрение местного депутатского корпуса, который решает, стоит ли выделять деньги.

При этом мы бы посоветовали включить в стоимость переименования и всю ту информационную волну, которую старательно создавали под эгидой идеи. Например, нам интересно, кем и как оплачивался пресс-тур блогеров, закончившийся бравурной поддержкой идеи переименования. Кто оплачивал (и оплачивал ли) все статьи в СМИ, которые технически вполне подпадают под оплату в рамках госзаказа как «освещение государственной политики». Если включить и эти суммы (если, конечно, за продвижение идеи не платят какие-нибудь «частные инвесторы») – то переименование уже не кажется затеей, которая практически не потребует средств. А ведь эти затраты на поддержку мнения оплачиваются превентивно и вряд ли связаны с неуверенностью – будет ли переименование осуществляться на самом деле.

Но если платят не из бюджета… То тем более любопытно, кто же оплачивает создание «общественного мнения», которое поддерживается властью, – кто имеет насколько влияния, чтобы ради поддержки общественной идеи привлекать такие ресурсы? И в чем интерес этого тайного инвестора, если он существует?

Больше того – как показали усердные информационные вбросы – очевидно, что идея переименования Зыряновска настолько должна разъясняться, что в поддержку ее привезли людей, чуть ли не впервые узнавших вообще о существования Зыряновска, тех, кто в нем не жил и жить не собирается, – блогеров, людей, делающих бизнес на продаже мнений, – и они тоже говорили потом о туристах, об экономике и об историчности названия Алтай, как и о том, что переименование жизненно необходимо. Уверенно и убедительно, в едином порыве.

Сейчас – в эти минуты – в ДК «Горняк» в Зыряновске проходят общественные слушания по поводу переименования города. Посмотрим, закончатся ли они всеобщей поддержкой этой идеи. Поймут ли, наконец, жители Зыряновска, насколько важно просто переименовать город – и уже этим обеспечить на долгие годы его взрывное экономическое и туристическое развитие?

Класс
Класс Супер Ха-ха Ух ты Кранты Ужас
2

= ПОПУЛЯРНОЕ =

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: