Автоперевозчики Усть-Каменогорска уже 9 месяцев не могут встретиться с городским акимом, чтобы рассказать о проблемах с автобусными перевозками. Между тем вопросы с субсидированием льготного проезда, острой нехваткой водителей автобусов и неожиданно затянувшиеся конкурсные процедуры уже отразились на качестве пассажирских перевозок.
«Льготы – это не заслуга акимата. Есть статья 13 «Закона о транспорте». В ней сказано, что пассажир вправе перевозить с собой ребенка в возрасте от 7 лет до 15 лет на льготных условиях. Мы забыли, что дети должны ездить с родственниками, взрослыми. Потому что так написан Закон. В этой же статье прописано, что местный исполнительный орган или представительный органы определяют систему финансирования и заключают в связи с этим договор. У нас ничего не делается. Напрягают автоперевозчиков. Практически автоперевозчики не настаивают и не собираются повышать тариф, понимая платежеспособность нашего города, – негодует председатель профсоюза работников предпринимательства Галина Казанцева. – Но в Законе сказано, что исполнительная власть должна определить социально значимые маршруты и субсидировать их, погашать перевозчику затраты на перевозку «определенных слоев населения», убыточность этого маршрута».
Сейчас перевозчики говорят, что просто вынуждены снижать затраты по другим статьям эксплуатационных расходов и, тем самым, еще более усугублять техническое состояние подвижного состава, из-за которого в первую очередь страдает качество предоставляемых услуг. Привели данные: регулярность движения на маршрутах снизилась с 92% (2017 год) до 86% за 2018 год, с начала текущего года она опустилась до 81,3%, за июнь составила – 78,64%, за июля – 77,84%. Регулярность движения, скорее всего, будет снижаться и далее.
А вот обещание городского акимата о расторжении в одностороннем порядке в профсоюзе считают незаконным.
«В городе нет подвижного состава, которым можно закрыть эти маршруты и обеспечить нормальную регулярность, которую могли бы удовлетворить пассажиров. Потому что те перевозчики, которые остались, регулярность – 75 процентов. 80 единиц подвижного состава ежедневно недодаем. – сообщил председатель ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана” Николай Масич.
Получается, отказ ряда городских перевозчиков предоставлять льготы на проезд для пенсионеров, старше 70 лет и детей с 7 до 15 лет произошел от нежелания городских властей вести диалог. Потому что в случае встречи, наверняка придется поднимать неудобную тему с субсидиями.
Терпение у владельцев автопарков практически на исходе. И вот почему. Для начала посмотрим стоимость дизельного топлива по отношению к расчетам тарифа 2016 года: оно увеличилась со 115 до 195 тенге за литр или на 69,7%. Далее идет длинный список с изменениями цен на масла, автошины и тд.
В прошлом году составили усредненный тариф: 170,5 тенге, при стоимости дизельного топлива 165 тенге за литр (протокол заседания рабочей группы по тарифообразованию от 11 мая 2018 года). Но такая стоимость поездки вряд ли устроила бы горожан. Перевозчики понимая это предложили городскому акимату оставить проезд на уровне 90 тенге, а невосполнимые затраты перевозчиков субсидировать за счет госбюджета. Но субсидии ждут до сих пор.