07:45 | 26 ноября 2024 | Вторник

Роман Честных: Как можно совместить спортивный объект, здоровый образ жизни и строительство объектов для этого на радиоактивной земле?

Премьера рубрики  СПОРНЫЙ ВОПРОС 

Жаркие споры в социальных сетях разгорелись вокруг появившейся на одном из городских форумов информации о постройке нового спортивного объекта на территории, которая расположена на стыке ВКГТУ им. Д. Серикбаева, технопарка «Алтай» и спортивного комплекса «Олимпиец». Казалось бы – что может быть неоднозначного в строительстве спортивного объекта? На самом деле весьма спорно его месторасположение. Устькаменогорцы прекрасно знают, что в этой местности находится скопление радиационных пятен, которые власти обещали рекультивировать.

Первым на интервью согласился небезызвестный в областном центре Восточного Казахстана Роман Честных. В нашем понимании он как раз тот представитель горожан, которые беспокоятся о ситуации, но при этом не зависимы от политики властей. Они вольны собственное мнение формировать не по кальке безусловной поддержки аппаратных инициатив, а по личному миропониманию.

Кроме того, отметим, что Роман Честных профессионально занимается некоторыми аспектами экологической ситуации, а потому его мнение редакция считает экспертным в этом вопросе.

F: Как общественник, занимающийся вопросами экологии города, к которым, несомненно относится и радиационное состояние, как вы оцениваете перспективу данного проекта и почему?

– О радиационной обстановке Усть-Каменогорска известно много, просто это узкая тематика, в которой обывателю обычно нет желания разбираться, тогда как смог на улице видно глазами и чувствуется всем горлом, в отличие от какой-то радиации. Исследований было много, в самое разное время, наиболее активно в начале 1990-х, затем уже в 2004 году широкое исследование проведено при разработке экологического паспорта города. Самое большое пятно в городе — это скопление отходов доводочной фабрики на территории в районе СДИ, сейчас ВКГТУ. В 1940-1950 годы на территории Студгородка работали доводочные фабрики треста “Калбаолово”, отходы (хвосты) фабрики здесь размещались без всякой подготовки, все-таки тогда это было пустынное место. Сейчас они расположены на глубине до нескольких метров, на обширной территории в несколько гектаров. Плюс надо учитывать, что их широкому применению тогда ничто не мешало, они бывало использовалось для всякого рода подсыпок прилегающей территории и в целом по городу. По данным исследований, радиоактивность на глубине 3-4 метров составляет до 1000 микрорентген в час при фоне 11-15 мкР/час, конечно, на поверхности эти значения резко падают, но само наличие загрязнения – общеизвестный факт. По прогнозам, там около 60 тысяч кубометров таких отходов. По рекомендации областной СЭС это пятно рекомендовано ликвидировать для безопасности населения города.

F: То есть строительство спортивного объекта на этом месте очень нежелательно?

 Когда начинают говорить о строительстве на этой территории, это вызывает большие сомнения в обдуманном подходе с точки зрения радиационной безопасности, ведь иногда чиновники, не разбираясь в сложных вопросах, готовы закрыть на них глаза, желая скорее отчитаться об исполнении того или иного указания. Так было в прошлом году, когда в спешном порядке выполняли реконструкцию улицы Серикбаева, никто из общественности не слышал о проводимых работах по исследованию участка работ на наличие радиоактивных веществ в основании. Но если там разговор шел все-таки о работах на уже освоенной территории, то сейчас говорится о строительстве на неосвоенной земле с известным захоронением внизу, которое иногда даже называют радиоактивным могильником (что недалеко от истины). Учитывая, что эта территория входит в водоохранную зону Иртыша, то проект такого строительства обязательно должен пройти процедуру общественных слушаний по экологической составляющей. К сожалению, такие слушания у нас давно превратились в формализм, и отрицательные отклики общественности в процессе слушаний уже никак не влияют на результат, который часто замкнут на количество желаемых к освоению бюджетных денег. Но в то же время, это по сути единственная возможность ознакомиться с материалами проекта и понять – реально ли была изучена экологическая безопасность реализации проекта или все обойдется фразами “все будет хорошо”.

F: Но ведь общественность может повлиять на принятие решения?

– Инструментов у общественности для противодействия в однозначно опасных ситуациях мало, но мы можем активно участвовать в самих общественных слушаниях, требовать проведения реальных инженерных изысканий с глубинным изучением участка строительства на наличие радиационного загрязнения и начать уже требовать от власти вести себя как примерный хозяйственник, думающий о здоровье будущих поколений, а не только о том, как быстро и красиво освоить бюджетные средства. Говоря о земле, можно отметить, что в городе много пустующей земли, которая в разное время выдавалась на довольно сомнительные нужды, к примеру, под строительство автомобильного рынка на улице Жибек Жолы в районе будущей многоэтажной застройки. Достаточно провести ревизию земель – вероятно, даже найти следы мошеннических схем с нею. Такой важный спортивный объект, безусловно нужен городу, но вот строить его лучше где-то подальше от радиоактивного пятна. Но также пора начать говорить и о самом пятне – может иногда помимо однозначно провальных решений по “освоению бюджетных денег”, вроде строительства надземного перехода или расширения пустых улиц, стоит их потратить на дезактивацию, пусть и поэтапную, этого самого большого радиоактивного загрязнения в городе?

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ