13:56 | 19 марта 2024 | Вторник

Factum просит местные власти объяснить, какими документами юридически обосновываются ограничительные меры в Семее и Усть-Каменогорске

Завтра вводится режим ограничительных мер в Усть-Каменогорске и Семее.

А у нас в течение всего времени с момента заявления акима ВКО о применении ограничительных мер в отношении Усть-Каменогорска и Семея существовал один весьма важный вопрос.

Насколько законны действия акиматов, правоохранительных органов, ведомств в части требования от людей исполнения неких правил, которых, кажется, не существует?

Ведь мы все уведомлены о жутких наказаниях за нарушение режима, запрет на передвижение личного транспорта в те же выходные дни выглядит нарушением конституционных прав граждан, какие бы благие цели не заявлялись под таким требованием.

На основании чего от нас требуют соблюдение правил жизни, которые не прописаны ни в одном документе, спрашивали мы? А если и прописаны, то мы о таком документе ничего не знаем. Это не может быть секретным документом или документом служебного пользования, потому что он касается жизни людей. И люди не должны отвечать ни штрафами, ни ограничениями своей свободы по правилам, которые существуют лишь в голове акима или полицейского из остановившего вас патруля.

Для введения пропусков, условий выгула собак, ограничения выхода из дома должно быть не только какой-то приказ акима (который мы тоже не видели), но должны быть установлены, юридически обоснованы и опубликованы в широком доступе Правила поведения граждан в режиме ограничительных мер.

Без такого доступного перечня правил не должно существовать ответственности за их нарушение.

Без установленного и доведенного до горожан порядка ни один полицейский не имеет права не то, чтобы наказать, но и остановить вас за то, что вы идете по городу: трезвый, разумный, в маске или без, один или с семьей, есть у вас пропуск или нет.

Потому что гражданин должен знать, что он нарушает установленный порядок, определенный документом юридического характера.

Да, мы знаем, что существует некое распоряжение акима ВКО о мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции, которое вроде бы, как минимум, регулирует порядок ограничения движения транспорта. Но знаем мы о нем лишь в изложении сообщения акимата ВКО и замначальника Департамента полиции ВКО. Самого документа мы найти не смогли.

Знаем и то, что, например, в Нур-Султане ограничения в отношении граждан введены решением Оперативного штаба по столице от 28 марта. Там перечислены ограничительные меры для граждан, а также расписано подробно, какие службы и предприятия должны работать. Это документ существует, доступен, но он не относится к Усть-Каменогорску или Семею. Например, в нем указано, что не подлежат приостановлению ветеринарные службы (а у нас они красные пропуски получить не могут), торгово-логистические центры, склады, дистрибуция продуктов питания (а наши торговые компании вчера до магазинов доехать не смогли).

Но при этом и в нур-султановском распоряжении есть перечень ограничений, но нет определения его условий. Например, просто написано: ограничения не касаются выезда в медицинское учреждение по экстренному случаю. Кому можно, на каких условиях, при каком документальном обеспечении – не сказано, а это должно быть понятно и закреплено не ведомственной инструкцией, а документом общего пользования. И так – по каждому пункту.

Вот вчера полицейские без каких бы то ни было понятных оснований останавливали граждан, требовали каких-то действий. Вчера казалось, что это – полицейский произвол, основанный на неких секретных или скрытых от людей инструкциях, на которые ссылались те же полицейские в патрулях. Потому что ограничения для граждан если и вводятся, то лишь с 6 апреля. Да и тогда сильно сомневаемся, что полицейскому патрулю будет предоставлено право обыскивать людей или что-то у них изымать: все же это попытки остановить коронавирус, а не государственный переворот.

Сегодня ночью родственник нашего сотрудника был остановлен якобы полицейскими, вышедшими из частной машины (у которой не было красного пропуска), и лишь вмешательство нашего журналиста вдруг переменило тональность разговора этих «полицейских» на оправдательный. Между тем люди были в форме, представились полицейскими и предъявляли свои документы. Сомневаться, что они действительно из полиции, причин не было. И если полиция способна так себя вести, то какого сознательного поведения ждет власть от граждан?

Ни одно нарушение закона, даже в условиях чрезвычайного положения не должно быть прикрытым сентенциями заботы о благе граждан. Государственные органы власти первыми должны соблюдать условия законодательства, особенно ограничивая права граждан.

Все эти ответы на вопросы, которых мы добивались несколько дней, тоже важны, но они не имеют юридической силы, даже если их озвучивает официальное лицо. Даже, если аким области выступает со своим видеообращением и говорит: мы введем градацию пропусков, а вы, граждане, должны по ним ходить. Нет. Не должны, пока тот же аким не предоставит нам юридическое основание своего заявления. Пока мы не будем знать правил, на основании которых правоохранительные органы будут нас штрафовать за какие-то нарушения, не определенные ни одним документом, вступившим в силу.

Ведь тот же полицейский скажет: мне какой-то пост в инстаграме не указ, у меня инструкция. И вы не имеете права сопротивляться его приказам – за это уголовка!

У нас нет ответа на эти вопросы. Надеемся, что нет «пока», а не «вообще».

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ