12:36 | 29 марта 2024 | Пятница

Бизнесмены области и депутаты Семея обвинили руководство ВКО в губительных решениях

В Семее прошел Круглый стол, на котором предприниматели и депутаты городского маслихата Семея напрямую обвинили руководство Восточно-Казахстанской области и акима ВКО Даниала Ахметова в «беззаконии, и несправедливости, лоббировании личных интересов, наплевательском отношении к интересам государства, бизнеса и простых людей». Так сказано в итоговом заявлении участников Круглого стола.

В работе Круглого стола участвовали член общественного совета Семея, почетный строитель Николай Исаев, бизнесмен и депутат городского маслихата Семея Рафаил Хазипов, гендиректор “ДСУ № 14” Александр Федосов, представитель ТОО Unit Energy Investment Олжас Есенгарин, и.о. гендиректора ТОО “Медтехника” Бахтияр Сапиев, директор ТОО «Semey Bus» Болат Килишбеков, директор ТОО “Гордорстрой” Бауыржан Кайрамбаев. Дистанционное участие в мероприятии принял и мажилисмен, председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев.

Кого не было на этом обсуждении, так это представителей исполнительной власти. Но это обычная ситуация – руководство области обычно в тщательно подготовленных пресс-релизах «развенчивает» подобные обвинения, если вообще обращает на них внимание.

В качестве примеров губительных, как их назвали участники, действий областной власти во главе с Даниалом Ахметовым стали:

  • проблемы со строительством ТЭЦ-3 в Семее,
  • ситуация в организации госзакупок, в которой корректировки уже согласованных и подписанных контрактов могут вдвое превышать первоначальную стоимость договора,
  • модернизация системы управления ТБО в Семее с привлечением кредитного займа от ЕБРР,
  • монополизация строительного сектора в области компаниями, которые участники Круглого стола считают чрезмерно приближенными к властям.

Все эти темы не новые. Но, несмотря на обидные для акима заявления, никаких принципиальных решений по ним так и не было с июня 2020 года, когда Александр Федосов обвинил руководство Усть-Каменогорска в лоббировании интересов избранных частных компаний, коррупции и взяточничестве.

Вероятно, многие заявления можно было бы расценивать как способы конкурентной борьбы, ведь заявители в системе госзакупок выступают соперниками тех предприятий, которые они считают вовлеченными в налаженные схемы взаимодействия с областной властью. Но если спорные заказы государство заказывает по принципу «из одного источника» или в рамках спецпорядка, то речи о каких-то конкурсных баталиях вообще не идет. Фактически такой порядок госзакупок действительно выделяет конкретные предприятия, которые и становятся обладателями государственного подряда. Порой – одни и те же предприятия, на миллиардные суммы договоров.

Особенно нас заинтересовал пример, приведенный Александром Федосовым в отношении строительных работ.

При готовой и согласованной проектно-сметной документации и после заключения договора в системе госзакупок вдруг оказывается, что ПСД составлена так, что учтенные в ней цены требуют корректировки. И эти корректировки способны даже превысить сумму первоначального договора!

Так, по данным Александра Федосова, договор с ТОО «Фирма «Азия» (в топ-10 поставщиков по суммам контрактов в системе госзакупок с 88,9 млрд тенге полученных заказов) на строительство «Абай-арены» в Семее был откорректирован на 8,1 млрд тенге. Строительство радиологического центра в Семее (та же фирма-поставщик) подорожало ровно на 6 миллиардов от начально подписанной цены. С ТОО «Востоквзрывпром» и ТОО «Терезе» (которых в июне прошлого года Александр Федосов и обвинял в ангажированности, но их представители опровергали обвинения) по пяти контрактам суммы были скорректированы на общие 9 млрд тенге в сторону повышения. А контракты были на реконструкцию проспекта Сатпаева и инженерных сетей в Усть-Каменогорске, на строительствоо выхода проспекта Карла Маркса на алматинскую трассу в областном центре, на реконструкцию водозабора в Семее.

Корректировки договоров – обычная практика, используемая при госзакупках. Но в этом случае возникают вопросы – а с каким качеством cоставлялась и утверждалась документация, если основанные на ней договоры сразу требуют корректировок, в некоторых случаях сравнимых со стоимостью самого договора или даже превышающих эту стоимость вдвое?

Только по приведенным семи примерам стоимость госконтрактов превысила начальную почти вдвое – на 23,2 млрд тенге, а цена этих контрактов выросла с 35,5 млрд до 58,7 млрд.

Именно эта ситуация – вполне объективная причина задать вопрос руководству ВКО – что происходит в строительной сфере и насколько на самом деле компетентны специалисты, неспособные оценить достаточность технической документации для государственного заказа?

Или Александр Федосов прав, подозревая, что в этих суммах и корректировках скрываются личные интересы вовлеченных в подготовку договоров людей?

Вопрос субсидий предприятиям пассажирского транспорта в Семее стал и предметом депутатского запроса, как рассказал Азат Перуашев. Государство обязалось поддерживать перевозчиков, однако в некоторых регионах Казахстана эти субсидии пока не намерены платить из бюджетов. В частности, директор ТОО «Semey bus» Болат Килишбеков говорит о том, что областные власти по закону обязаны субсидировать убытки его предприятия, но заместитель акима ВКО Алмасхан Сматлаев обвиняет руководство самого предприятия в неэффективном управлении, а чтобы претендовать на субсидии у автопредприятия, мол, недостаточно аргументов. Такая позиция руководства области и стала причиной, по которой Болат Килишбеков обвинил в некомпетентности заместителя акима области.

Итог заседания – просьба к руководству страны создать комисиию для изучения проблем в управлении областью. А в ее состав включить представителей Счетной палаты, КНБ, Антикора, Генпрокуратуры и партии «Nur Otan». Потому что причиной негативных проблем являются «губительные решения и действия руководства области», сказано в итоговом заявлении.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ