ДИСКУССИЯ

Мы спросили у акимов их мнение об оценке электронного билетирования в Усть-Каменогорске. Нам ответили цифрами. И не акимы

Мы спросили у акимов их мнение об оценке электронного билетирования в Усть-Каменогорске. Нам ответили цифрами. И не акимы
фото: @deivmakara (instagram)
Необходимое предисловие. К сожалению, обычная этика для наших властителей – весьма смутное понятие. В обычной стране, где политики и управленцы беспокоятся о собственном имидже, журналисту для получения ответа от них по актуальному вопросу надо всего лишь согласовать с пресс-службой время интервью и получить непосредственно от самого управленца ответ. Когда-то подобное было и у нас. Но пришли времена, когда даже на письменный прямо адресованный вопрос отвечают не те, кому его задали, а вообще непонятно кто. Это, как минимум, неэтично. И это отлично иллюстрирует то внимание, которое наши управленцы готовы уделять мнению населения.

Например, мы отправили запросы акиму Усть-Каменогорска и акиму ВКО, связанные с ситуацией по введению электронного билетирования в областном центре. В этом запросе мы спросили у акимов, как они оценивают происходящие процессы, учитывая сложности внедрения и недовольство пассажиров в переходный период. Спросили именно у акимов, потому что исполнители (управление и отдел перевозок), конечно, скажут «у нас все отлично», и лишь их начальство способно более-менее объективно оценивать ситуацию. К слову, именно так нам и ответили исполнители, когда необходимость отвечать скинули на них.

Сам запрос выглядел так:

«Проведенное редакцией мини-исследование (нерепрезентативное) общественных настроений продемонстрировало, что большинство наших респондентов крайне негативно оценивают процессы введения в Усть-Каменогорске системы электронного билетирования, хотя саму идею перехода на безналичный формат оплаты в городском общественном транспорте многие поддерживают и считают прогрессивной.

Однако в течение года у горожан сформировались претензии к процессам переходного периода, в частности:

– проблемы с льготным обеспечением проезда, когда с пассажиров-льготников (в том числе и детей) перевозчики требуют полную оплату проезда даже при неработающем валидаторе, а в случае отказа пассажира, имеющего права на льготный проезд, высаживают его. Кроме того, официальная позиция напрямую связывает обладание льготами с наличием исключительно карты Oskemencard, хотя льготы должны предоставляться по факту наличия основания для льготы, а не платежного инструмента,

– неполная и нестабильная обеспеченность валидаторами городского транспорта, что приводит к конфликтам и, кроме того, ущемляет права и возможности тех граждан, которые уже приобрели карты и осуществили перевод на них денежных средств,

– необходимость приобретения предоплатной карты, хотя необходимость ее производства должна быть ответственностью перевозчиков или властей, внедряющих систему, фактически навязав необходимость покупки карты (напомним, что закон запрещает принудительные сделки),

– нет альтернативных способов электронной оплаты, за исключением наличия карты (QR-коды, приложения смартфонов, оплаты с банковских карт),

– у многих перевозчиков не отлажена работа с приложением Oskemenbus, в связи с чем данные, отображаемые в приложении о движении транспорта, не соответствуют реальной обстановке.

Прошу Вас:

– в ответе дать оценку текущей ситуации с процессами введения электронной системы оплаты на городском транспорте в Усть-Каменогорске с учетом позиции пассажиров, а не только перевозчиков или официальной власти.

– сообщить об итогах анализа негативных обстоятельств в ходе внедрения этой системы, в том числе: какие именно проблемы возникают, причины их возникновения, предполагаемые варианты решения,

– дать конкретную оценку работе городской власти, ее отделов и управлений, а также предприятий, учрежденных городскими структурами власти, вовлеченных в процессы внедрения электронного билетирования в виде абсолютного мнения: отлично, удовлетворительно или неудовлетворительно».

Конечно, мы ждали ответов от самих акимов, потому что вопросы серьезные, претензии пассажиров обоснованы, а ситуация с городским транспортом далека от благополучной. Аким города несет личную ответственность за действия своих подчиненных, аким области тоже наверняка должен быть заинтересованно в курсе качества процессов перехода, особенно, если учесть, что проблемное электронное билетирование в Семее большая часть населения связывает именно с ним, вряд ли он хотел бы повторения подобного и в Усть-Каменогорске.

Аким области не стал нам отвечать.

Нам ответило областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Дословно:

«Рассмотрев Ваше обращение касательно внедрения электронного билетирования и введения льгот для пассажиров по карточной системе в городе Усть-Каменогорск сообщаем следующее.

В соответствии с утвержденным планом внедрения системы электронной оплаты за проезд в общественном транспорте, предусмотрено поэтапное внедрение системы {по видам транспорта: трамваи, микроавтобусы, автобусы), окончательный срок определен как 01 сентября 2021 года.

С 02 декабря 2020 года запущено мобильное приложение «OskemenBus». С момента запуска приложение скачали около 100 тыс. пользователей.

По состоянию на 23 августа 2021 года системой охвачены все трамвайные и микроавтобусные маршруты, а также автобусные маршруты №№2,3,12,13,13а,24,46,58,60, 356,67,67а,53,25,25а,32,43,71г,351.

Выдано 11 483 льготных карт, 37 135 карт для детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Оценка ситуации внедрения системы электронного билетирования возможна только после полного охвата всех маршрутов города Усть-Каменогорск».

Из этого ответа может сложиться устойчивое впечатление, что сами процессы чиновники не контролируют, пока они не завершатся (на самом деле это не так, конечно, контролируют, оценивают и вносят коррективы на ходу). Но такой вариант ответа дал прекрасную возможность чиновникам не отвечать по существу запроса. Мол, как завершится, так и приходите.

Согласно письму, идеальной ситуация должна была стать 1 сентября, как будто волшебная фея взмахнет палочкой, и Золушка в один миг вдруг превратится в принцессу.

Ну и как? Превратилась в принцессу наша золушная система электронного билетирования?

С городской властью ситуация оказалась еще интереснее. Судя по отчету в е-гов, нам были предоставлены письменные разъяснения. Мы пытались найти их полмесяца. Не нашли. Очевидно, голубиная почта, с которой отправили нам письмо, где-то дала сбой. Хотя мы, честно говоря, ожидали ответа на электронную почту или в самой системе е-гов (которая именно для этого создана, и ВСЕ остальные органы власти отвечают непосредственно в системе).

Мы попросили копию письма. Нам не смогли ее предоставить, телефоны акимата, по которым нам должны были объяснить ситуацию с потерянным письмом и выдать копию, не отвечают, а исполнитель документа вообще оказалась то ли в декрете, то ли на больничном.

То есть от города формально ответ есть: у него есть номер, дата, отчет в системе, но вот адресат никакого письма не получал. И, кстати, мы практически не сомневаемся, что к ответам на наши вопросы, сам аким руку не приложил, хотя вопросы были заданы ему лично с попыткой выяснить его личные оценки, а не список цифр охвата населения картами.

Еще одна иллюстрация, насколько на самом низком управленческом уровне властям безразлично, что там население хочет знать об их работе. Мол, если сильно хочется, то у властей есть госзаказ, и там в красочных подробностях расскажут, как великолепно работает исполнительная власть. Вот тем и пользуйтесь.
Вверх