COVID-19

Стратегия борьбы Минздрава с коронавирусом: в 2021 году боролись успешно, в 2022 году будем бороться так же (и теми же методами)

Стратегия борьбы Минздрава с коронавирусом: в 2021 году боролись успешно, в  2022 году будем бороться так же (и теми же методами)
Если вам интересно, то в Минздраве есть план по войне с коронавирусом (и его носителями – как настоящими, так и предполагаемыми) не просто на ближайшее время, но и на 2022 год.

Как мы знаем на собственном опыте, никакие мероприятия, насильственные или не очень, распространение инфекции остановить не смогли. Разработанные вакцины и активно внедряемые меры вакцинации хоть и оказались лучше, чем ничего, но и вопросов вызвали немало. Полтора года назад вакцина казалась панацеей, но оказалось, что наличие вакцин не изменило подходы госуправления почти во всех странах мира: все те же карантины разной степени произвола, все те же ограничения. Сейчас активно продвигается идея, что только поголовная обязательная вакцинация уж точно остановит распространение коронавируса. На самом деле – это правда, но лишь частично, лишь в том случае, если сама угроза не изменяется настолько, что вакцина теряет способность ей противостоять. Но мы знаем и то, что уже существующие новые штаммы способны игнорировать усилия медиков по вакцинации, а какими возможностями будут обладать следующие штаммы – даже предположить сложно.

И вот теперь Минздрав публикует проект стратегии (и Плана действий) на 2021-2022 годы. Итак, что нас может ждать.

Цель стратегии – конечно, функционирование государства в условиях постоянной циркуляции вируса среди населения без нанесения значительного ущерба экономике страны. Методы достижения этих целей мы уже полтора года постигаем на себе.

В документе сказано, что в 2021 году были достигнуты десять целей: организована медпомощь, укреплена инфраструктура и оснащение медорганизаций, все обеспечены лекарственными средствами и средствами индивидуальной защиты, кадры подготовлены и обеспечены, все цифровизовано, проведена разъяснительная работа, эффективные лаборатории и финансирование помогли не запускать вновь режим жестких ограничений. Ну да, кстати, еще очень помогла десятая цель – меры по стабилизации общественного правопорядка в период введения карантинных ограничительных мер.

Признано хотя бы, что усилия перенаправления медицины (и финансирования) на борьбу с коронавирусом, ухудшили состояние всей остальной медицины.

В проекте стратегии соглашаются с тем, что мутации вируса в мире регистрируются гораздо более опасные, чем выявленные сейчас в Казахстане. А потому: «COVID-19 уже не исчезнет из человеческой популяции, поэтому необходимо обеспечить переход к функционированию государства в условиях постоянной циркуляции вируса среди населения без нанесения значительного ущерба экономике страны».

В документе сказано: «Стратегия перехода к жизни в условиях постоянной циркуляции вируса COVID-19 должна охватывать следующие основные направления»:

  1. Контроль в пунктах пропуска через государственную границу.

Учитывая миграцию населения со странами ближнего и дальнего зарубежья необходимо продолжить контроль в пунктах пропуска через государственную границу. И QR-код как механизм контроля.

  1. Противоэпидемические мероприятия с развитием информационных систем.

Уже обычные дезинфекционные и профилактические мероприятия, плюс… «для расширения доступа населения к тестированию необходимо обеспечить реализацию диагностического экспресс-теста на антиген (ДЭТ АГ) через аптечную сеть для самостоятельного применения населением в домашних условиях». Цель такой идеи: избежать лишних визитов в медицинские организации и снизить контакт здорового населения с больными пациентами, а также уменьшить нагрузку на лаборатории.

В целях снижения заражения в местах скопления населения необходимо расширять применение приложения «Ashyq» на всех объектах.

  1. Расширение охвата вакцинацией.

Для формирования коллективного иммунитета необходимо привить более 70% населения. А чтобы прививать, необходимо расширение производства вакцин в Казахстане. Параллельно продолжая закуп вакцин зарубежного производства.

Планируется кампания ревакцинации и бустерная вакцинация. Будет расширен контингент населения, подлежащий вакцинации с включением подростков старше 12 лет, беременных и женщин в период лактации. Будет проведена ревакцинация лиц из группы высокого риска: организованные коллективы, сфера оказания услуг, лица, состоящие на диспансерном учете, пациенты с ослабленным иммунитетом, старше 60 лет и другие.

  1. Оказание медицинской помощи населению, медицинская реабилитация и лекарственное обеспечение.

Пандемия привела к снижению доступности медицинской помощи в результате перевода профильных коек в инфекционные, признано в стратегии. В мире идет активная разработка лекарственных средств для лечения коронавирусной инфекции. Есть экспериментальные препараты для лечения КВИ, в амбулаториях США и Европы некоторые из них даже разрешены к применению в абмулаториях в экстренных случаях.

И мы хотим так же. В проекте указано, что Минздрав планирует внести изменения, которые позволят временно регистрировать экспериментальные лекарственные средства для лечения КВИ, которые разрешены для экстренного использования в США и Евросоюзе.

  1. Коммуникационная стратегия.

Здесь, по мнению Минздрава, слишком большой выбор источников информации дезориентирует население в выборе достоверной и объективной информации, особенно в вопросах иммунопрофилактики. Естественно, что за достоверную информацию Минздрав считает лишь собственную. Однако, чтобы ограничить возможности альтернативных оценок, Минздрав настаивает на том, что «необходимо… активно привлекать к ответственности лиц за размещение и распространение недостоверной информации в социальных сетях и средствах массовой информации».

Ну а о том, что и новости, и мнения в тех источниках, которые не связаны непосредственно с Минздравом, будут покупаться, сказано практически в открытую: «для повышения эффективности ИРР с населением привлекаются медийные личности, блогеры, журналисты».

  1. Развитие научно-исследовательского потенциала по противодействию пандемии коронавирусной инфекции.

Про научный потенциал Казахстана спорить не станем. Отечественные вакцины разрабатываются, в работе – субъединичная вакцина QAZCOVAC-P, планируются клинические исследования по эффективности «Эфесовира» при COVID-19, оценивается эффективность и безопасность лечения карбонатом лития и Фамотидином.

Любопытным нам показалось упоминание научно-технической программы «Национальная программа внедрения персонализированной и превентивной медицины в Республики Казахстан» cо сроком реализации в 2021-2023 годах. Несмотря на то, что программа заявлена национальной, но она предполагает некоторые расовые исключения, потому что в документе специально отмечено, что эта программа – «масштабное эпидемиологическое и генетическое исследование лиц казахского этноса». Вот такие дела…

 

Познакомиться с предполагаемым планом действий и с полным текстом самой стратегии можно на сайте Минздрава в разделе Документы. А обсудить этот проект и оставить комментарии к нему можно на странице Открытых НПА (указано, что обсуждение продлится до 14 октября, что размещен проект Комитетом эпидемиологического контроля). На сайте открытых НПА при 3658 просмотрах публикации (на момент подготовки статьи) ни одной положительной реакции на проект, но 362 отрицательных.

Вверх